Главная Журнал Спекуляции Выбивание долгов. Как на этом заработать в России – рассказывают специалисты
Выбивание долгов. Как на этом заработать в России – рассказывают специалисты E-mail
09.08.2010 10:29
Рост неплатежей по уже выданным кредитам вынуждает банки все чаще обращаться к услугам специалистов по взысканию долгов.
Взыскатели долгов, без сомнения, обогатятся на кризисе. Спрос на услуги коллекторских компаний за последний год вырос как минимум втрое, — подтверждает генеральный директор коллекторской компании «Коллектор Крафт» Алексей  Пинчук. — Если год назад мы проводили по две-три встречи с потенциальными клиентами в неделю, то сегодня две-три в день».

По оценкам председателя правления Сбербанка РФ Германа Грефа  доля просроченной задолженности по итогам 2010 года по банковскому сектору России составит не менее 20%.

85% невозвратов приходится на кредиты, выданные финансово-кредитными учреждениями, которые и являются основными клиентами коллекторов.

До кризиса рынок кредитования рос бешеными темпами: за 2006 год кредитный портфель российских банков увеличился на 72%, в 2007-м — на 75%, в 2008-м — еще на 42%. За это время процент проблемных кредитов увеличился, но не существенно — на 2–3 п. п. Однако с началом финансово-экономического кризиса темпы роста неплатежей по выданным кредитам ускорились. Злостных неплательщиков хватает как среди физических, так и среди юридических лиц. «Физлица согрешили излишним пристрастием к потребительскому кредитованию, а юридические попросту переоценили свои возможности», — рассказывает о причинах невозвратов по кредитам Иван  Копания, генеральный директор компании «ФНСП+» .

По оценке специалистов компании, в банковском сегменте 17–19% ипотечных кредитов являются просроченными или невозвращенными, доля проблемных кредитов в автокредитовании составляет 15–18%, по карточным продуктам банков — 13–18%. Но самыми проблемными остаются потребительские кредиты — в этом сегменте доля невозвратов достигает 18–20%. И хотя многие финучреждения приостановили кредитные программы, невозвраты будут расти. «Проблемная задолженность — понятие инерционное, — рассуждает Алексей  Пинчук. — Пик неплатежей мы ожидаем к середине следующего года».

Компании пока не так активно, как банки, сотрудничают с коллекторами. С одной стороны, более тесные отношения агентств по взысканию долгов с финучреждениями объясняются тем, что коллекторские компании изначально создавались при банках, с другой — предприятия пока предпочитают самим разбираться с должниками, боясь испортить отношения с партнерами. Однако коллекторы считают, что вскоре страховым компаниям, поставщикам товаров в сетевую розницу, крупным оптовым и телекоммуникационным предприятиям будет не до церемоний. «Совсем недавно к услугам коллекторов стали прибегать и коммунальные хозяйства», — рассказывает Иван  Копания. По оценкам коммунальщиков, общая задолженность по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства в России на лето 2010 года превысила астрономические 350 миллиардов рублей. .

Сейчас в России работает около 30 крупных и более 80 мелких коллекторских компаний. Среди крупнейших игроков Коллекторское агентство «Центр ЮСБ», ФАСП, Секвойя Кредит Консолидейшн, Русдолгнадзор, Долговое агентство «Пристав», Русбизнесактив, Русская долговая корпорация (Русдолг), Первое коллекторское бюро, Столичное коллекторское агентство, НАСП, Агенство по возврату долгов НАДО, АльтерКонсалт.

Многие агентства были созданы для обслуживания конкретного банка, и лишь со временем стали действовать как самостоятельные структуры. Некоторые  банки до сих пор предпочитают работать со своей службой безопасности, одновременно выполняющей и роль коллектора. По неофициальным данным, более 70% рынка коллекторских услуг находится в тени. Что неудивительно — в России до сих пор для выбивания долгов принято обращатся к силовикам.

Коллектор

Основать собственный коллекторский бизнес дорогое удовольствие — для создания эффективной и конкурентоспособной компании с хорошим техническим оснащением, развитой региональной сетью понадобится от 5 млн до 20 млн долларов. С большими затратами связано приобретение программного обеспечения и оборудования для сall-центра, создание разветвленной региональной сети, а также привлечение профессионального штата аналитиков, юристов, специалистов по hard collection (жесткий сбор).

О своих доходах коллекторы предпочитают умалчивать. В России они работают по двум схемам: обслуживают проблемные портфели на комиссионной основе и/или покупают долги. Игроки рынка признаются, что у них нет четкого прайса на услуги, как в магазине. Цена вопроса зависит от объема работ, договоренностей, запущенности долгов и многих других факторов. «Ставка вознаграждения варьируется с 10% до 40% от суммы взыскания в зависимости от структуры портфеля долгов: вида кредитного продукта, срока просрочки и т. д., — рассказывает Алексей  Пинчук. — Правда, сегодня некоторые компании, пытаясь завоевать большую долю рынка, снижают тарифные ставки в ущерб качеству отработки дел». Коллекторское агентство, как правило, выкупает долг за 3–5% от его суммы. Все, что удастся выбить из неплательщиков, — прямой доход коллектора. Но к такому способу клиенты сборщиков долгов прибегают лишь в тех случаях, если просроченная задолженность получила статус «безнадежной». Финучреждению или компании выгоднее списать такие активы со своего баланса и получить за них хоть какие-то деньги.


 

Комментарии 

 
0 #2 levitra 2011-12-05 09:03 Паяльник и утюг - в 90-х работало Цитировать
 
 
0 #1 Фрэйд 2010-08-10 17:58 Коллекторы придумали использовать коммуникационны е сервисы Одноклассники, В контакте и … На сайте специально обученная девушка размещает "свою" анкету и начинает искать "одноклассников", а вернее - должников. И во время общения с подозреваемым должником выяснят он это на самом деле или нет и если подтверждается, она разными способами берет у него номер мобильного и адрес. Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?