Главная Журнал Власть Антикризисные программы постсоветских стран: Казахстан, Россия, Грузия, Беларусь, страны Балтии
Антикризисные программы постсоветских стран: Казахстан, Россия, Грузия, Беларусь, страны Балтии E-mail
07.12.2009 14:33

putinВнешние корпоративные долги, проблемы банков, обвалы рынков недвижимости и фондов, падение доходов экспортеров, девальвация национальных валют — общие проблемы большинства постсоветских стран. В Казахстане, Беларуси, России, Грузии и странах Балтии в той или иной форме приняты собственные антикризисные программы, которые позволяют не только задуматься о глубине падения, но и оценить подготовленность стран к кризисным явлениям.

Варвара ЖЛУКТЕНКО

Казахстан:
национализация с прокурором

Казахстан одним из первых на постсоветском пространстве столкнулся с кризисом и пострадал от него больше, чем другие государства Центральной Азии. Внешние долги казахстанских банков сегодня превышают $40 млрд. Приток дешевых денег с мировых финансовых рынков создал мыльный пузырь на рынке недвижимости и значительно увеличил корпоративный внешний долг. «Банковская система и строительная отрасль обеспечивали около 50% роста экономики страны, — рассказал директор Risks Assessment Group (Kazakhstan) Досым Сатпаев. — Завершение периода дешевых tabl1_ruденег для казахстанских банков замедлило экономический рост, снизило внутреннее кредитование отраслей экономики при параллельном росте инфляции. В результате сокращается количество субъектов малого и среднего бизнеса и растет безработица. По данным Торгово-промышленной палаты Казахстана, сегодня в республике 70% предприятий малого и среднего бизнеса подошли к банкротству. При этом снижение цен на нефть и другое сырье грозит увеличить дефицит бюджета».

В конце ноября 2008-го правительство Казахстана обнародовало план действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, под который из средств Национального фонда выделяется $10 млрд. Из них: на стабилизацию финансового сектора — $4 млрд, на развитие жилищного сектора — $3 млрд, на поддержку малого и среднего бизнеса, развитие АПК, а также на реализацию инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов — по $1 млрд.

Количество источников поступления дополнительных средств в бюджет страны правительство пытается расширить за счет добывающих компаний. Для этого в Казахстане, в частности, введен налог на добычу полезных ископаемых вместо рентного налога. Размер НДПИ на текущий год устанавливается в диапазоне 5–18% в зависимости от объемов добычи, в то время как большинство ставок роялти находилось в пределах 2–8%.

антикризисные шагиПо словам Досыма Сатпаева, в программе казахстанского правительства сделан акцент на финансовой поддержке системообразующих банков в обмен на акции. Кроме того, предполагается уменьшение в течение нескольких лет корпоративного подоходного налога (КПН) и НДС. В 2009-м КПН снижен до 20% с прежних 30%, НДС — с 13% до 12%. Третий аспект — ставка на стимулирование потребительского спроса: через сохранение рабочих мест путем государственного финансирования крупных инфраструктурных проектов.

Сегодня в Казахстане полным ходом идет процесс огосударствления экономики. В первую очередь государство интересуют энергетическая сфера, горнорудная промышленность, финансовый сектор. Национализированы четыре системообразующих банка: БТА Банк, Альянс Банк, Народный банк и Казкоммерцбанк. Экс-глава БТА Банка Мухтар Аблязов, по словам помощника генпрокурора Казахстана Сакена Ихсангалиева, бежал из страны, а генеральная прокуратура завела на него уголовное дело, обвинив в отмывании денег и хищениях.

Россия:
больше активов в хорошие руки

Самым удивительным в тексте антикризисной программы правительства России стало официальное признание перекосов, существующих в экономике страны. «Основная проблема — очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос. Вторая проблема — недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики», — говорится в тексте документа российского правительства.

Борьба с кризисом выражена в семи тезисах:

1. Выполнение обязательств государства перед населением в полном объеме.

2. Отказ правительства от траты денег налогоплательщиков на сохранение неэффективных производств.

3. Восстановление и последующий рост внутреннего спроса как основы восстановления экономики.

4. Переход от нефтяного роста к инновационной модели.

5. Снижение административных барьеров для бизнеса.

6. Поддержка финансовой системы.

7. Ответственная макроэкономическая политика правительства и центрального банка.

Для всех российских предприятий в текущем году снижена налоговая нагрузка. Так, налог на прибыль с 24% уменьшен до 20%. Полностью освобождены от налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от уплаты НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что должно уменьшить расходы предприятий на модернизацию производства.

vstavka1_ruРешено субсидировать процентные ставки в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для мясного и молочного животноводства. На эти цели выделено 7 млрд руб. Еще 10 млрд руб. обещаны на возмещение 80% ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК.

Спрос на продукцию автопрома будет стимулироваться супсидированием 2/3 ставки рефинансирования по трехлетним потребительским кредитам на покупку легковых автомобилей, произведенных на территории страны.

С 1 июля вступит в силу федеральный закон, которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для большинства субъектов малого и среднего бизнеса (для начала бизнеса достаточно написать уведомительное заявление о соответствии будущей деятельности требованиям законодательства). Проверки небольших компаний теперь должны осуществляться не чаще одного раза в три года, а внеплановая проверка — только с санкции прокурора. Расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства в текущем году составят 10,5 млрд руб. — на 6,2 млрд больше, чем планировалось выделить ранее.

Для обеспечения целевого финансирования реального сектора экономики российское правительство направит 200 млрд руб. ВТБ, 130 млрд руб. — Внешэкономбанку, 225 млрд руб. — коммерческим финструктурам.

krok2_ruВ то же время в программе российского правительства открыто говорится о возрастающей роли государства в экономической жизни страны. Правда, сделана оговорка: «По мере посткризисного восстановления роль государства будет постепенно снижаться». Специалисты Института современного развития, председателем попечительского совета которого является президент РФ Дмитрий Медведев, отмечают, что если раньше государство сконцентрировало в своих руках не менее 40–45% акций российских компаний, то в ходе выполнения антикризисной программы эта доля может возрасти еще на 9–10%. Напомним, что премьер-министр России Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что если компании не смогут рассчитываться по долгам государству, то им придется попрощаться со своими активами.

«Очень значимое участие государства в экономике, более сильное, чем сейчас, когда оно становится собственником основных активов или, во всяком случае, распоряжается ими напрямую, — это неэффективный сценарий. Вся мировая история показала, что государство не может быть эффективным собственником. В этом смысле Россия может просто отстать от мира», — предупреждает член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер.

В качестве примера дискриминации частной собственности по сравнению с государственной аналитики приводят продажу компанией «Базовый Элемент» банка «Союз» структурам Газпрома за символическую сумму. Это финучреждение, входящее в число пятидесяти крупнейших в России, пострадало от кризиса ликвидности осенью прошлого года. Отток средств населения в октябре составил 42% от общего объема вкладов. Основным акционером банка «Союз» являлся холдинг «Финансресурс» с долей в 99,96% (конечный бенефициар — холдинг «Базовый Элемент», принадлежащий Олегу Дерипаске.) В конце декабря 2008-го было подписано соглашение о финансовом оздоровлении банка. В финотчетности группы «Газпром» сообщалось, что 75% обыкновенных акций АКБ «Союз» приобретены за 1 млн руб.

Грузия:
война все спишет

Правительство Грузии на предотвращение последствий кризиса собирается потратить 2,2 млрд лари ($1=1,675 лари). В правительстве заявляют, что половина суммы будет израсходована в 2009-м, а остальные траты растянут на 2010–2011 годы.

Около $120 млн обещаны на реабилитацию дорожной инфраструктуры, по $72 млн — на строительство домов для беженцев и осуществление муниципальных программ, $39 млн — в фонд регионов, $12 млн — на программы оказания помощи селу. Эти инвестиции, согласно заявлению правительства, должны привести к созданию 25–30 тыс. рабочих мест.

Апрельский прогноз МВФ динамики ВВП на 2009 год, %
eps_ru

Кризис не заставил грузинские власти отказаться от программы дешевых кредитов, по которой в бюджете на текущий год предусмотрено $12 млн. Предпринимателям, работающим в сельском хозяйстве, сфере туризма и народных промыслов будут выдаваться кредиты минимум на 7 лет с 12%-ной годовой ставкой и двухлетним льготным периодом. В 2008-м в рамках этой программы было профинансировано 116 проектов.

Экономист Гия Хухашвили считает, что объявленные грузинским правительством меры лишь формально окрестили антикризисной программой, а на самом деле ничего, связанного с новыми вызовами, в плане нет. По словам грузинского эксперта, 250 млн лари из двух с лишним миллиардов, предусмотренных на стимулирование экономики, — это средства, сэкономленные в результате налоговых послаблений (подоходный налог снижается с 25% до 20%, налог на дивиденды — с 10% до 5%). Такую реформу налогообложения Гия Хухашвили считает «непринципиальной».

антикризисные шагиНадежды грузинского руководства переждать глобальный кризис связаны с иностранной помощью, обещанной западными партнерами после прошлогодней августовской войны с Россией. «Доноры объявили, что в течение трех лет Грузия получит около $4,5 млрд грантов и кредитов. И эти деньги в страну придут. Другой вопрос, насколько целесообразно они будут распределены», — говорит эксперт.

Гия Хухашвили также отмечает, что Грузия не настолько интегрирована в глобальную экономическую систему, чтобы мировой кризис напрямую отразился на экономике страны: «Наши проблемы — в местном системном кризисе, зревшем годами. У нас экономикой заправляют монополии, в стране нет конкуренции. Нам до сих пор не удалось создать конкурентную инвестиционную среду. Нормальный, цивилизованный бизнес в Грузию идти боится. Основными инвесторами являются российские госкомпании и офшорные фирмы с сомнительной репутацией. Реального же инвестиционного капитала до сих пор нет. Это связано, во-первых, с очень высокими политическими рисками для бизнеса и экономики, а во-вторых — с августовской войной, еще больше оголившей системные проблемы Грузии».

Беларусь:
бартер возвращается

В Беларуси антикризисной программы в классическом понимании — как утвержденного правительством документа с аналогичным названием — нет. Здесь предпочитают делать вид, что нет и самого кризиса.

Между тем потери экономики, до сих пор зависевшей от дешевых российских энергоносителей и внешнего спроса на белорусские нефтепродукты, весьма существенны. «За два месяца 2009-го падение экспорта составило 45%, — заявил руководитель Минского научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук. — Если так пойдет и дальше, то по итогам года мы недополучим около $13 млрд валютной выручки. А между тем в 2009-м белорусские предприятия и банки должны заплатить порядка $8 млрд краткосрочного долга».

2 января была проведена разовая девальвация белорусского рубля к доллару и евро на 20%. «Отток из рублевых депозитов в долларовые за последние несколько месяцев превысил $1,3 млрд. В начале 2008-го 65% депозитов в белорусских банках были в белорусских рублях, а остальные — в долларах и евро. Доля белорусских рублей на депозитных счетах сократилась до 43%. Приведение курса белорусского рубля в соответствие с его реальной стоимостью необходимо, но для этого нужна прозрачная, понятная политика центробанка, а не политические решения», — считает Ярослав Романчук.

krok4_ruБеларусь надеется на помощь западных финансовых организаций, для них подготовлена программа по либерализации, состоящая из 52 мер. Ярослав Романчук говорит, что положения программы декларативны: «Действительно, с 1 января введена плоская шкала подоходного налога (в размере 12%. — Прим. ред.), на один пункт — с 35% до 34% — сократился налог в фонд социальной защиты и т. д. Но либерализации как таковой — снижения налоговой нагрузки, отмены штрафов и наказаний — нет. Президент на полгода приостановил проверки бизнеса, а они полным ходом идут».

В начале апреля белорусские власти объявили о сокращении расходной части бюджета на 18%. «Если мы переведем индикаторы в доллары, то расходная часть бюджета, исходя из прогноза девальвации белорусского рубля, сокращается примерно на $15 млрд — это очень много, это яркие признаки серьезной макроэкономической дестабилизации», — считает Ярослав Романчук.

Практически одновременно с урезанием бюджета премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский заявил, что прежний прогноз развития ВВП на 2009 год остается неизменным — 10–12% роста. В такой ситуации руководители белорусских предприятий оказались перед двумя взаимоисключающими задачами. С одной стороны, адаптироваться к кризису, с другой — выполнять прогнозные показатели. С 1 апреля в Беларуси разрешен бартер во внешнеторговых расчетах.

В банковском секторе страны продолжается рекапитализация — поддержка финучреждений через увеличение доли государства в их акционерном капитале (в 2008-м на эти цели потрачено около $2 млрд). Но, по мнению Ярослава Романчука, банки это не спасет: «Грядет волна невозвратов кредитов, резкое увеличение задолженности предприятий перед финучреждениями. В 2008 году она уже выросла почти на 80%».

Подпитку белорусской экономике должны обеспечить кредиты Международного валютного фонда и России, общая сумма которых составляет около $5 млрд. От МВФ уже получен первый транш в размере $800 млн, от РФ с ноября прошлого года Беларусь получила $1,5 млрд.

Балтия:
ЕС поможет

Кризис не пощадил и страны Балтии, которые уже пять лет живут под крышей Евросоюза. Самый сильный удар приняла Латвия: ВВП страны в IV квартале 2008 года рухнул на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом 2007-го. Сегодня Рига спасается за счет международной экономической помощи: до 2011 года Еврокомиссия, МВФ, Всемирный банк, скандинавские страны и другие доноры предоставят Латвии минимум EUR7,5 млрд. Латвийское правительство затягивает пояса: в декабре 2008-го еще прежний Кабмин постановил урезать расходы всех госучреждений на 15%. А в конце апреля правительство Валдиса Домбровскиса объявило о том, что расходную часть госбюджета придется «усушить» на 40%. Политики не скрывают: это произойдет за счет масштабного урезания социальных расходов государства. Программа латвийского правительства предусматривает сокращение числа работников в госсекторе и снижение заработной платы в среднем на 20%.

С 1 января ставка налога на добавленную стоимость в Латвии повышена с 18% до 21%, а в конце марта премьер-министр страны Валдис Домбровскис заявил, что НДС может вырасти до 24%.

Литва принимает аналогичные меры: зарплаты бюджетникам урезаются на 10%. Чтобы избирателям было не так обидно, жалованье президента и депутатов парламента сокращено на 15%. Недавно Министерство финансов объявило, что бюджет еще подрежут — минимум на один, а то и на два миллиарда долларов. Ставка налога на добавленную стоимость поднята с 18% до 19%. Если до сих пор в Литве некоторые группы товаров, например, книги и лекарства, облагались льготным 5-%ным НДС, то теперь большинство льгот упразднены.

vstavka15_ruА вот у правительства Эстонии нет официальной антикризисной программы. Правда, правящая Реформистская партия обнародовала документ под названием «Семь шагов к новому экономическому росту». Шагать планируется к введению евро, строительству АЭС, сохранению низких налогов, эффективному использованию средств Евросоюза, созданию благоприятной среды ведения бизнеса и т. д. «Эстонцы намного лучше подготовились к приходу кризиса, чем латыши и литовцы, — рассказал старший аналитик банка DnB Nord, литовский экономист Римантас Рудзкис. — Баланс эстонского бюджета несколько лет был положительным, накоплен довольно весомый стабилизационный фонд. И когда начался спад, эстонцам не надо было искать помощи со стороны, и жестко уменьшать расходы, как это приходится делать Литве и Латвии: Риге — из-за очень сильного спада, Вильнюсу — из-за прежнего излишне оптимистичного планирования».

Позитивную роль для Эстонии сыграло и то, что основные банки страны ранее были куплены крупными скандинавскими финансовыми группами. «В этом большое преимущество Таллинна перед Ригой, где местный Parex banka в итоге пришлось национализировать. Надо сказать, что банковский сектор Литвы пока удара не почувствовал. Может быть, из-за того, что наша экономика влезла в долги в гораздо меньшей степени, чем эстонская и латвийская», — говорит литовский эксперт.

Членство стран Балтии в Евросоюзе, с одной стороны, помогло им выдержать удары кризиса, а с другой — поспособствовало тому самому буму потребления, который привел к проблемам. «В 2000 году уровень покупательной способности населения Литвы составлял 38% от среднего показателя по ЕС, а в прошлом — уже 60%. Теперь, конечно, приходится делать пару шагов назад, потому что слишком был раздут пузырь кредитов и рынка недвижимости», — считает Римантас Рудзкис.

krok5_ruАналитик банка DnB Nord не исключает, что в конце концов Литва также обратится к Еврокомиссии за финансовой помощью. Хотя уже сейчас литовцы пользуются деньгами из структурных фондов ЕС: «Эти средства являются серьезным подспорьем для производителей: благодаря им гораздо дешевле развивать инвестиционные проекты. В текущем году Литва планирует получить из этих фондов 4–5 млрд литов (EUR1=3,45 лита), что составляет почти 5% ВВП».

Недавно МВФ рекомендовал странам Балтии побыстрее сменить национальные валюты на евро. «Валютные риски маленьких балтийских республик довольно высоки, а Еврокомиссия не собирается смягчать правила вхождения в еврозону, — полагает Римантас Рудзкис. — Наибольшие шансы у Эстонии: у них неплохая ситуация с дефицитом бюджета, да и по уровню инфляции есть возможность достичь соответствия Маастрихтским критериям (дефицит бюджета — менее 3% ВВП, госдолг — не более 60% ВВП, инфляция, сопоставимая с тремя лучшими по этому параметру странами ЕС. — Прим. ред.). У Эстонии есть шансы вступить в еврозону уже в 2011 году. А Литве и Латвии будет намного сложнее это сделать».

Согласно последнему прогнозу банковской группы SEB, ВВП Эстонии и Латвии в этом году по сравнению с 2008-м уменьшится на 12%, Литвы — на 9%. Инфляция в Эстонии будет снижаться и в текущем году составит 0,7%. В то же время в Латвии и Литве уровень инфляции будет равен 3% и 5% соответственно. Рост безработицы, согласно прогнозу банка, ожидается во всех странах Балтии. В Эстонии он составит до 12%, в Латвии — 15%, в Литве — 11%.


http://ekomik.ru


 

Комментарии 

 
0 #1 kill kenny 2013-11-23 18:23 грустные какие то программы у всех - и все не очень то сработало, особенно "если компании не смогут рассчитываться по долгам государству, то им придется попрощаться со своими активами". или там "про инновационный путь развития" Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?