Лозунг «Сальвадор работает!» принес сальвадорцам $2,6 млрд и ликвидировал голод |
![]() |
01.11.2009 15:57 |
Тернистый путь к миру Новая история Сальвадора началась в 1979 году, когда в результате очередного государственного переворота к власти пришла военно-гражданская хунта. Ее лидеры изначально взяли курс на демократизацию страны, но в итоге лишь спровоцировали новую волну локальных конфликтов, которые унесли жизни 75 тыс. человек за 13 лет. Долгожданного мира удалось достичь лишь в 1992 году после заключения Чапультепекских соглашений. Война нанесла огромный ущерб Чтобы преодолеть послевоенную разруху, руководство страны либерализировало торговлю (как внутреннюю, так и внешнюю), провело реформирование налоговой системы, а также осуществило масштабную приватизацию в сфере финансов, услуг и реального сектора. Реформирование финансовой системы помимо прочего заключалось в усилении контроля над бюджетным дефицитом, стабилизации нацвалюты, отказе от регулирования цен на рынках товаров и услуг, а также в легализации деятельности иностранных банков. Улучшению инвестиционного климата также способствовали законодательные акты 1988 и 1998 гг., предусматривавшие возможность 100% репатриации (вывоза) прибылей от промышленной деятельности и 50% от торговли и услуг, 100% репатриации доходов от продажи инвестиций. Упрощалась процедура регистрации бизнеса и уравнивались в правах национальные и иностранные инвесторы. Проведенные реформы способствовали развитию промышленного сектора. Либерализация экономики и дешевая рабочая сила — немаловажные преимущества в глазах инвесторов. Однако требовалось решить еще ряд не менее значимых задач. Одной из них стало повышение уровня доверия к стране со стороны зарубежных деловых кругов. Сальвадор по-прежнему оставался в экономической и, что немаловажно, в информационной изоляции. Индивидуальный подход Распространению негативного имиджа Сальвадора послужило отсутствие информации о событиях, происходящих в стране. Успешные реформы, проведенные первым послевоенным правительством, способствовали улучшению макроэкономических показателей и развитию благоприятного инвестиционного климата. Но об этом надо было рассказать зарубежным компаниям. Для решения этой задачи в 2000 году было создано правительственное Национальное инвестиционное агентство Сальвадора (PROESA). Для разработки концепции и содержания коммуникационной кампании привлекались два крупных международных PR-агентства. Одно из них — Fleishman-Hillard — провело предварительное исследование, направленное на изучение восприятия Сальвадора представителями западных бизнес-кругов, в ходе которого были опрошены более ста респондентов: инвесторов, журналистов, аналитиков из США, Тайваня, Японии и Кореи. Опрос показал: несмотря на то что Сальвадор часто упоминается в прессе в негативном контексте, общее отношение к стране положительное.
Анализируя результаты исследований, эксперты пришли к выводу: у Сальвадора есть всего лишь одно базовое преимущество — надежная и дешевая рабочая сила. Дополнительными факторами, на которых акцентировалось внимание в рамках правительственной программы, стали стабильная экономическая ситуация и действующие соглашения о зоне свободной торговли с Мексикой, Доминиканской Республикой, Чили и Панамой. Сам проект, как уже отмечалось, получил название El Salvador Works! Целевыми группами, на которые было направлено основное внимание, стали зарубежные инвесторы, международные организации, СМИ, аналитики, госслужащие высокого ранга, а основными странами — США, Тайвань, Япония и Южная Корея, бизнесмены которых ранее проявляли наибольший интерес к экономике Сальвадора. Специалисты Fleishman-Hillard инициировали ряд публикаций в американских СМИ, в которых описывались преимущества развития экспортно-импортных отношений с Сальвадором, целесообразность размещения производств в этой стране, а также развития туристического бизнеса. Кроме того, PROESA организовывала поездки редакторов ведущих отраслевых массмедиа в Сальвадор и устраивала встречи с представителями крупных компаний, уже работающих в этой стране, а также с местной политической и деловой элитой. Публикации, появившиеся впоследствии, заинтересовали некоторых американских бизнесменов. Одним из наиболее эффективных инструментов распространения информации о Сальвадоре среди деловых американцев стали крупные международные форумы и конференции с участием государственных чиновников и предпринимателей из центральноамериканской страны, а также самих иностранных инвесторов. Риссиг Лича, старший партнер Fleishman-Hillard, отмечает, что основной наживкой, на которую клюнули инвесторы из США, стали многочисленные индивидуальные встречи с чиновниками и крупными бизнесменами, имеющими большое влияние в политической и деловой среде Сальвадора. Кроме того, потенциальных инвесторов целенаправленно посвящали в тонкости уже реализованных в стране проектов при содействии иностранного капитала. В итоге удачно составленное портфолио из нескольких успешных инвестиционных проектов, гарантии местных политических и деловых элит и массированная рекламно-информационная кампания в ведущих американских СМИ сделали то, что не удавалось до этого ни одной военной диктатуре — привлекли инвестиции в одно из беднейших государств Западного полушария. Инвестиционный контраст Коммуникационная кампания по привлечению внешних инвестиций El Salvador Works! стала одной из наиболее успешных специализированных программ по управлению репутацией страны. О первых результатах деятельности PROESA можно было говорить уже спустя два года. За этот период на кампанию было потрачено $1,6 млн, которые превратились в Успеху в большой степени способствовал привлекательный инвестиционный климат, созданный до начала проекта. Руководство Сальвадора заранее заложило основу для повышения репутации своего государства. |