Главная былое Русский душок. Парфюмерно-косметическим сетям необходимо возвращать огромные кредиты в условиях кризиса
Русский душок. Парфюмерно-косметическим сетям необходимо возвращать огромные кредиты в условиях кризиса
16.11.2008 16:41

Чтобы вернуть банкам кредиты, розничным операторам с большими долгами придется понижать свою стоимость на 50% и более. Потенциальные инвесторы присматриваются к активам, дешевеющим в условиях кредитного кризиса.

Надежда ГОНЧАРУК, КОНТРАКТЫ

В конце октября днепропетровская компания «Руш» (сеть магазинов «Ева») приобрела украинское подразделение сети парфюмерии и косметики «Арбат Престиж» — известного российского ретейлера. Сделка предусматривает уступку прав аренды 25 магазинов «Арбат Престиж» в городах Украины, а также продажу оборудования и товарных остатков.

Первую торговую точку «Арбат Престиж» россияне открыли в Украине в 2007-м и с того времени инвестировали в развитие украинских магазинов около $35 млн, выйдя в прошлом году на объем продаж в $6,9 млн. Однако украинскую сеть «Арбат Престиж» собственник продал недорого. По оценкам экспертов, всего за $5–6 млн (правда, бренд в сделку не вошел). «Если бы не проблемы российской компании, то стоимость розничного оператора была бы в 1,5–2 раза выше», — считает Елизавета Савенко, руководитель проектов «Косметический рынок СЕГОДНЯ». Основной владелец Арбат Престижа выставил украинскую «дочку» на продажу из-за финансовых проблем — российская сеть погрязла в долгах. В начале года глава компании Владимир Некрасов и известный украинский предприниматель Семен Могилевич были арестованы в Москве по обвинению в неуплате налогов в особо крупных размерах. После этого у компании возникли проблемы с кредиторами, которые с момента ареста Некрасова подали в Арбитражный суд Москвы 20 исков на сумму около 2,5 млрд руб. Затем резко сократились продажи и список реализуемых марок, стали закрываться магазины сети (в конце 2007 года их было 95, а в начале сентября — только 37).

парфюм

Руководство днепропетровского ретейлера, комментируя сделку, отмечает, что покупка сети «Арбат Престиж» позволит им закрепиться на киевском рынке. «В ближайший месяц количество столичных магазинов «Ева» вырастет на 30%», — говорит Дмитрий Шевченко, директор по маркетингу компании «Руш». Сейчас в Киеве работает 21 магазин «Ева», к которым добавятся 6 торговых точек «Арбат Престиж». Впрочем, другие участники рынка не исключают, что Руш выкупила украинские активы российской сети, чтобы увеличить стоимость бизнеса с целью его продажи.

За последние два года объем рынка M&A среди парфюмерно-косметических сетей составил около $150 млн. Два крупнейших ретейлера (сети «Космо» и DЦ), работающих в среднем ценовом сегменте, были проданы иностранцам. В свое время отечественным рынком интересовались российская Л’Этуаль, французская Sephora, немецкая Douglas и итальянская Limoni. Привлекательность украинского рынка для международных инвесторов очевидна. По данным Косметик Экспо Медиа, в 2007-м суммарные объемы продаж парфюмерно-косметической продукции насчитывали $2,89 млрд, а в этом году ожидается $3,15 млрд. Украинский рынок растет в среднем на 30% ежегодно, в то время как европейский — на 4–5%. При этом конкуренция между сетями невысокая: доля организованной розницы составляет всего 17,7%. Доля супер- и гипермаркетов — 15%, рынков — 16,4%, на прямые продажи приходится 18,3% рынка, на другие каналы продаж — 32,6% (данные Euromonitor International). «Даже если в магазинах падали продажи из-за появления поблизости конкурентов, то менеджеры просто оптимизировали ассортимент и, стимулируя продажи, возвращали показатели сети на прежний уровень», — комментирует ситуацию Елизавета Савенко.

Динамика продаж косметики и парфюмерии в Украине (розница)
парфюм

«Практически все украинские сети либо ведут переговоры о продаже, либо готовятся к ним», — утверждает директор инвестиционно-банковского департамента Dragon Capital Андрей Пивоварский. Правда, по его словам, в условиях кризиса ликвидности рентабельность розницы падает, а затраты на открытие магазинов растут, показатель EBITDA у ретейлеров не превышает 2%. «Если бизнес становится убыточным и ретейлеру трудно получить кредит, то, скорее всего, он начнет переговоры о продаже», — констатирует директор по маркетингу сети магазинов ProStor Виктория Гнатюк, напоминая, что год-два назад практически все розничные операторы активно открывали новые точки на кредитные средства.

парфюм

Чтобы вернуть банкам кредиты, розничным операторам с высокой долговой нагрузкой придется понижать свою стоимость на 50% и более, прогнозирует Андрей Пивоварский. «Иностранные компании скорректировали планы по скупке активов на развивающихся рынках и готовы инвестировать в украинскую розницу в том случае, если их устроит предложенная цена за бизнес», — подчеркивает эксперт. «Для профильных инвесторов, обладающих серьезным инвестиционным капиталом, нынешнее время можно считать удачным для покупки активов», — соглашается Виктория Гнатюк из ProStor. А Елизавета Савенко замечает, что кризис переживут те компании, у которых собственный и привлеченный капитал сбалансированы. Речь идет прежде всего о сетях, торгующих элитной косметикой, их маржинальность гораздо выше, чем у ориентированных на массовый спрос. Кризис не повлияет на покупательскую активность людей с достатком — обеспеченные потребители не станут меньше тратить на свою красоту.


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?