Главная былое На севере диком. Приключения Дефа, Рэнджа и Фрила в полуЕвропе, неЕвропе и севЕвропе
На севере диком. Приключения Дефа, Рэнджа и Фрила в полуЕвропе, неЕвропе и севЕвропе
15.04.2008 20:00

На лендроверах вы вольны отправляться на все 4 стороны и при соответствующих попутных пожеланиях сослуживцев доехать до самого конца.

Сергей ИВАНОВ, Фото автора, Koнтракты

Изобретенные не так давно стороны света пришлись как нельзя кстати. С ними появилась альтернатива ежедневному маршруту «дом— офис—дом». Вы вольны отправляться на все 4 стороны и при соответствующих попутных пожеланиях сослуживцев доехать до самого конца.

Возможно, не все знают, но северный конец нашего континента, по мнению географов, расположен в Норвегии, на ее самом северном острове. В Северном Ледовитом океане или, если угодно, в Баренцовом море. Называется эта точка Нордкап. С недавних пор под океаном норвежцы построили тоннель и до Нордкапа можно доехать автомобилем.

Люди, которым пришло в голову поехать в Нордкап в январе, работают в компании «Виннер Импортс Украина» и продают британские внедорожники.

Посвятив автопробег 15-летию своей компании и 60-летию марки Land Rover, они построили в колонну три полноприводных «лендровера»: Range Rover, Defender, Freelander2, посадили в них дюжину азартных людей и отправились из Киева на далекий север.

Маршрут был проложен через Россию (Смоленск, Петербург), Финляндию — вдоль западного побережья (Хельсинки, Рованиеми, Саариселька), Норвегию (Хоннингсваг, Нордкап) и назад в Финляндию вдоль восточной русской границы (Саариселька, Куусамо, Хельсинки), Россию (Петербург), Беларусь, Киев.

Забегая вперед, скажу, что от Киева до Киева мы проехали 7300 км.

Три товарища

Автомобили относятся к трем разным классам. Defender и Freelander2 были с дизелями, Range Rover ехал на бензине. Defender компании «Автолайф», которая обеспечивала техническую поддержку, был загружен под завязку запчастями и оборудованием для ремонта. По определению самый медленный, Defender был поставлен головной машиной и своей скоростью ограничивал прыть остальных, дополнительно он оборудован навигационной системой, замыкал колонну тоже оснащенный штатной навигацией Range Rover, а обделенный навигатором (в данной комплектации) Freelander ехал посередине, чтобы не потеряться.

Команда

Из десяти человек было образовано три экипажа. 9 мужчин и 1 девушка. Половина — автомобильные журналисты. График составлен довольно жестко: максимальный дневной пробег, ночевка и опять дорога. Чтобы испытать внедорожные качества автомобилей, маршрут проложили по второстепенным дорогам. Когда поехали, оказалось, что дороги существенно больше, чем остановок. Большие монотонные перегоны, строгая езда колонной поневоле делали нас зависимыми друг от друга, хотя бы от таких простых вещей, как манера вождения. Да и сами автомобили, хотя и не причиняли никаких хлопот, стали казаться живыми существами со своими яркими характерами, подверженными, впрочем, при смене водителей внезапным переменам. Так что через пару дней к десяти людям можно было прибавить еще троих участников — Дефа, Рэнджа и Фрила.


Фото предоставлено Виннер Импортс Украина. «Ні, ми не з Англії, ми з України»

Для брутального эгоиста Дефа вести караван было чуждым занятием, которым он молча тяготился, совсем не обременял следующих за ним подсказками, мрачно осмысливая тяготы пути, ехал нестерпимо медленно для молодых и быстрых спутников, иногда спохватывался и невпопад мигал поворотниками, причем мигание правым зачастую обозначало левый поворот, и наоборот. К этим странностям привыкли и добродушно посмеивались. Тысячи километров из Freelander’а вглядывались сквозь тьму и поземку в качающуюся рубленую фигура Дефа. Казалось, на его спине, кроме рекламных слоганов, вполне читалось презрение к легкомысленным коллегам, но Деф не произнес за всю дорогу ни единого бранного слова.

Характер двух других британцев был куда подвижнее — в зависимости от того, кто оказывался за рулем.

Рэндж — высокомерный, хладнокровный в одних руках, становился настырным, нестерпимо наглым в других... «Я мощнее, быстрее, дороже вас всех вместе взятых, — рычал он сзади. — Я должен быть впереди!» Наскакивал на маленького рыжего Фрила, всем видом демонстрируя, как ему надоела эта езда с жалкой скоростью 100 км в час, рвался, яростно ксенонил в зеркала торчащим впереди слабакам.

Фрил — явно младшенький, которого снисходительно взяли за компанию, неровня своим старшим сильным братьям, шел посередине, всегда контролируемый, зажатый — ограниченный спереди, понукаемый сзади. Он терпел насмешки, почти не ел, не позволял себе лишнего. Скромно держал скорость, дистанцию и не высовывался. Между тем ни разу не спасовал, прошел всюду, где прошли его старшие братья, ни разу ни откуда не пришлось его вытягивать (а Дефа один раз пришлось!), но как водится, никто его не отметил и не похвалил.

Россия русская

На пограничном пункте, где три страны сходятся, чтобы забросать нейтральную полосу национальным мусором, вы, как перед камнем из сказки, наверняка засомневаетесь, а стоит ли вам двигаться налево или направо или лучше воротиться домой.

Дорога в Россию не будет сильно отличаться от украинской. Просто все чуть жестче, грубее и неопрятнее.

Глубокие размышления по мелкому поводу. Две страны, в каждой — ограничения скорости. В Финляндии не встретили ни одного полицейского на дороге, скорость за городом зачастую ограничена 80 км в час, населенных пунктов по дороге почти нет. Распространенная форма контроля — фотокамеры. Россия — легионы гаишников, прячущихся, жадных, подлых (ради тысячи рублей готовых изобрести несуществующее нарушение). Огромное количество (как и у нас) немотивированных ограничений скорости.

Средняя скорость в Финляндии при добровольном и добросовестном соблюдении правил оказалась выше, чем в России, где правила мы нарушали. Почему? Потому что ограничения скорости на отличных финских дорогах были разумными, рациональными, и позволяли ехать равномерно. Нелепые российские знаки, плохие дороги, большое количество населенных пунктов, где приходилось резко замедляться, — все это заставляло искать возможности компенсировать потери времени правдами и неправдами. Результат: в России — 5 штрафов, в Финляндии — без нарушений.

Под Смоленском. -20 градусов по Цельсию. Ночью -25.

Завелись без проблем. Поехали напрямик. Видели волка. Заблудились в чистом поле. Машины — на воле!

Словно собаки, выпущенные на простор после мучительной жизни в городской квартире, резвящиеся, летящие сломя голову, опьяневшие от пространства и свободы.

Глядя, как Defender идет сквозь непричесанное снежное поле, становится стыдно за тех, кто заставляет его заниматься городским чистописанием. Его стихия — здесь. Так же, как смешные в городе короткие ножки норной собаки в охоте на лис становятся идеальным охотничьим приспособлением, почти оружием, так и эта машина превращается в идеальное, брутальное оружие против бездорожья. Бока, которые не жаль бить, грубая подвеска, принимающая удары со стоицизмом профессионального боксера. Те, кто это понимают, ощущают упоительное единение с честной, «неэлектрической» машиной, с последним представителем исчезающей автомобильной культуры. Брудолам.

Поиск границы между автомобилем и танком, отдыхом и самоистязанием, эгоизмом и самодурством — вот нормальное поведение владельца Defender.

Фрил смоленский

В снежном поле не спасовал!

Кусок английской свободы, который застрял в его названии, означает не только свободу выбора места обитания, но и свободу от бензозаправок.

Наев полный бак, он показывает максимальный запас хода, на который способен 3-значный датчик: 999 км, что на его языке означает бесконечность. Пока на датчике показатель сменится на 998, вы можете проехать больше 100 км, а значит, реальный запас явно превышает 1000 км.

Это означает, что когда Рэндж и Деф заезжают на заправку, вы гордо встаете в стороне от колонки, изображая члена партии зеленых на отдыхе.

Конечно, это не Дискавери, но его реальная проходимость превосходит ожидания скептиков (а скептики — это я). Там, где в смоленском снегу я предвкушал работу на воздухе по выкапыванию и выталкиванию апельсиновой машинки, она спокойно, резво прокладывала дорогу, не нуждаясь ни в какой дополнительной помощи. Полная противоположность Дефу — современные электроника и программное обеспечение, подмена водительских усилий правильными алгоритмами — и вы получаете машину для современного городского жителя.

Впервые за рулем Дефа (через 10 дней, обратная дорога, где-то в России)

Никогда, слышите, никогда не садитесь впервые за руль Дефа ночью на незнакомой дороге, если только вы не решили сбросить 25 лет. Это настоящая машина времени — последний раз я испытывал подобное за рулем советского армейского грузовика. Минус 25 лет — и ты уже салага, нет, человек-паук или кинозлодей, изобретший машину для уничтожения прогрессивного человечества.

Малорегулируемое кресло, высоковисящие на педалях растопыренные ноги, руки раскинуты в стороны: левая борется с люфтом рулевого колеса, правая тянется в поисках нужной передачи. Пятая передача как прыжок вратаря в правый верхний угол...

Представлю, как сзади из Freelander’a ехидно наблюдают за качающейся под моим нечутким руководством машиной.

— А зря мы сняли стабилизаторы поперечной устойчивости..., — меланхолически замечают хозяева.

— ...

— Ребята, а как включить ближний свет?

— Он же включен, там значок горит.

— Где? Я его не вижу!

— Я тоже не вижу, но он горит, поверьте...

Текст Стругацких, сквозь треск и грохот, да — «Пикник на обочине»... Там у сталкера тоже лендровер!.. Водитель, набитый младенческим ужасом... Здравствуй, юность, ты вернулась! Однако за час привыкаешь и в скрежете слышишь особую тяжелую музыку...

Крепатура мышц от Дефа, поверьте, посильнее крепатуры от горного спуска.

Рэндж. Послевкусие

Ваша оценка Рэнджа будет определяться тем, из какой машины вы будете в него пересаживаться.

Если перед этим вы ездили на Дефе, в первую очередь отметите современность, отличную управляемость, беспредельный комфорт.


Машина времени

Если перед этим вы вчетвером проехали на Freelander’е 3 тыс. км, вас порадует огромный богатый салон Range Rover, вместительный багажник и избыточная мощность.

В обоих случаях вам не понравится прожорливость.

Но если вы хотите ехать, забыв об автомобиле и связанных с ним неудобствах, ваш выбор — именно Рэндж. Внимание и почет будут обеспечены вам в любой стране Европы — проверено. Почему-то в каждом городе обязательно найдется фанат именно этого автомобиля, и вам гарантирована обязательная программа из получасовой беседы о превосходстве этого автомобиля над другими и фотосессии на его фоне.

Беспредел

Возле Хельсинки есть городок Хамеелинн, где был у наших машин день автомобильного счастья. Лендровер Экспириенс называется. Здесь построена трасса, спроектированная специально для демонстрации лендроверов. Снег, лес, лесные тропы шириной «автомобиль плюс 5 см», распутица... Все это природное бездорожье усугублено искусственными препятствиями: крутыми склонами, бетонными ямами и прочими антидорожными проблемами.

Как правило, участникам предлагают ехать на здешних, подготовленных финскими инструкторами внедорожниках. Нам, в порядке исключения, позволили испытать еще и наши, украинские, из которых, поразмыслив, Freelander оставили на стоянке. Все-таки, несмотря на мужественный характер, эти барьеры для него высоковаты.


Самолюбование

Для того чтобы справиться с безнадегой, даже полноценным внедорожникам приходится предельно вооружиться. В нашем случае — одеть цепи.

Дальше аттракцион невиданных возможностей... Первыми прокладывают дорогу инструкторы, затем наступает наш черед. Собственно рецепт успеха оказывается прост: правильно выставленные штатные настройки трансмиссии автомобиля и... внимательность того, кто за рулем. Здесь лендроверы позволяют владельцу насладиться простотой управления: поворот регулятора, пару нажатий клавиш — и машина готова к подвигам.

В моем случае этим автомобилем оказался местный Discovery3, что позволило в очередной раз убедиться: в его лице мы имеем дело с лучшим из лендроверов (замечу в скобках, что, на мой взгляд, именно «Диско» был бы идеальным участником нашего автопробега).

Движение вдоль склона, въезд на остроконечную горку, проезд по «слоновьей тропе» с поочередным вывешиванием колес. В конце трассы предусмотрительно выставлено огромное зеркало, что придает происходящему некоторую театральность... Милое дело высунуть руку с фотоаппаратом из то ли стоящей, то ли висящей на 2 колесах машины и остановить мгновение... А то, что 90% успеха заключено в автомобиле, на фотографии не видно.

Финляндия—Норвегия

Если вы незаметно пересекли границу и увидели знак 90 — это Норвегия, а если 80 — Финляндия. Это очевидное отличие двух стран, потому что в Финляндии на шоссе ограничительные знаки четные: 80 и 100, а в Норвегии почему-то нечетные: 70 и 90.

Заметить границу двух стран непросто: ни огромных флагштоков, ни людей в форме, выскакивающих вам наперерез. Зато образцовые пункты возврата НДС.

Безукоризненные дороги. На юге эта безукоризненность тешит, а на безлюдном севере безупречность дорожного полотна сочетается с зимним малопримечательным пейзажем: ели слева, ели справа, лес все ниже и ниже по мере приближения к северу — дорога настолько однообразна, что кажется, проезжаешь один и тот же километр в тысячный раз. Раскрашивали бы они эти километры в разные цвета, что ли...


Вперед и вверх, а там...

Красоты незаселенного мира, радости пустоты, отделенной от гладкой сонной дороги километрами сетей, не позволяющим оленьим стадам ринуться на автостраду.

Два раза за все путешествие группа в три-четыре головы перешла нам дорогу, машины встали, навстречу животным побежал молодой жизнерадостный водитель, но единение с природой было предотвращено ленивым ударом по клаксону вредного старшего товарища: «Поехали, Макс, некогда!»

Дорога в лесостепи среди второй и истинной родины мобильной связи. Поневоле вспомнишь рассказы еще гордых в те времена теленоровцев — совладельцев Киевстара — об особенностях конкурентной борьбы мобилычей Скандинавии и покрытии длинных лыжных трасс.

Конечно, в самом красивом — воистину неземной красоты — месте стоит табличка: «Военный объект, не останавливаться», и мы проехали вместе с истекающими слюной фотоаппаратами. Слоеные в несколько рядов горы и скалы всех бесчисленных оттенков серого, такие же скалистые озера...

Финляндия для отдыха

Отдыха было немного. Но хоть какие-то заметки отпускникам.

Лапландия, Рованиеми. Городок на Полярном круге был определен финнами как родина Санта Клауса. Остальной мир принял правила игры, турбизнес забросил свои сети, в которые сотнями тысяч стали попадаться маленькие дети и их родители. День святого Николая, Рождество католическое, Рождество православное, зима, в конце концов...


Виннер Импортс Украина. Смотри, как надо

Тем не менее.. Можете считать меня впадающим в детство, но подземное жилище Санты с милой почтой, школой эльфов, комнатой рукоделия, где автор вместе с тремя взрослыми мужиками и маленькой девочкой клеил и раскрашивал деревянного Деда Мороза — все это замечательное место, куда стоит приезжать с детьми.

Взрослым здесь или в соседних городках можно увлечься горными спусками (на сопках есть неплохие трассы) на обычных лыжах, гонками на собачьих упряжках или мотосанях.

Среди туристов много россиян. Есть курорты поменьше, есть побольше и подороже: с хорошими отелями, отличным сервисом и прокатом снаряжения.

К сожалению, одной надеждой стало меньше: северная страна не является панацеей от глобального потепления. Если по дороге к Нордкапу еще лежал снег, то на обратном пути температура была плюсовой, а земля — бесснежной.

Нордкап

А вы знаете, Нордкап — это таки сильно на севере. Дед Мороз оказался полтысячами километрами южнее. За скалами и тоннелями. Последние сотни километров за Полярным кругом мы проехали в темноте и метели. В конце дальней дороги ожидаешь чего-то чрезвычайного, ну хотя бы северного сияния... Норвежцы объясняют, что несезон: интенсивное свечение начинается месяцем позже. Жаль, но обойдемся...

Гораздо худшей новостью оказывается запрет на автомобильный въезд на Нордкап. Где-то то ли за 12, то ли за 13 км до вожделенной точки дорога перекрыта шлагбаумом.

На смелые восклицания вроде: «Да мы пешком дойдём!» норвежцы ухмыляются. Вечером ребята совершают разведку боем и возвращаются с плохими новостями: впереди обледеневшая горная дорога, на верхнем плато — сильный ветер, пройти пешком 25 км — дело нереальное.

С утра возобновляются переговоры с местной властью, которые после обеда заканчиваются относительной победой: нас пускают к Нордкапу в сопровождении здешних спасателей.

Наконец, накручивая круги от океана вверх, отправляемся к Нордкапу. Промежуточная остановка у злополучного шлагбаума, подъезжают спасатели, выстраиваем колонну во главе с норвежским бульдозером, который вдруг с неожиданной скоростью срывается с места и цепко несется по знакомому серпантину вверх. Мы — за ним.


Фотофиниш

Через 20 минут мы у цели. Как обычно, осуществление географической мечты — это попадание внутрь открытки. Вот — растиражированный в тысячах изображений знак, вот — вид со скалы на океан, вот — туристический центр, похожий на марсианскую станцию. А вот мы и наши машины рядом со всем этим. Мы, они — смогли!

Час крутимся на вершине и — назад, к океану, потом к норвежско-финской границе, к Хельсинки, Питеру, Витебску — домой!

Беларусь

Махнув рукой на запланированную ночевку в России, от Питера до Киева едем без остановки.

Крестьянская, небогатая ресурсами Беларусь, в которую въезжаешь с чувством превосходства. (Почему? Кто его знает — телевизором навеяло.) Мелкодержавную спесь оставляешь на превосходных белорусских дорогах. Не хуже финских. С северо-востока на юг пролетаем соседнюю страну за четыре ночных часа. Что, социалиста А. Лукашенко — в министры транспорта Украины?

Южный конец

Вот и все. Можно прощаться-обниматься и отправляться по своим делам и нам, и машинам: Рэнджу — надувать чьи-то щеки, Дефу — накачивать кого-то адреналином, Фрилу — радоваться молодости.

Если вы мечтаете об одной из таких машин, отнеситесь к покупке так же ответственно, как к приобретению собаки: среда обитания должна быть для них естественной. Не мучайте замечательных животных.

P.S. И купите себе компас. Кроме севера, есть еще как минимум три прекрасных направления и их комбинации.


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?