Детектор лжи возвращает доверие в любом деле |
10.07.2010 22:40 |
Чтобы избавиться от воровства, владелец НТОН-групп Владимир Терешко заставил весь персонал компании пройти проверку на детекторе лжи
— Большинство сотрудников компании считали, что они работают честно, но вокруг них много воров. Это расхолаживало персонал, и вследствие такого психологического дискомфорта фирма теряла прибыль. Что же выявило тестирование?
— После проверки на детекторе лжи работники убедились, что их окружают порядочные люди, стало легче в работе, увеличилось доверие сотрудников друг к другу и к своим смежникам. Предприятие заработало эффективнее, причем детектор стал импульсом для увеличения «прозрачности» коллектива. Теперь во всех кабинетах глухие двери заменены на стеклянные, и на них висят таблички: «Зона, свободная от коррупции». Те, кто противился новации, наталкивался на насмешки коллег за склонность к «непрозрачному» стилю работы и долго не выдерживал без проверки на честность. Как вы заставили персонал пройти через детектор? — Собственным примером. Первым пошел на полиграф и отвечал на пять десятков вопросов, которые составил для меня коллектив. Вопросы касались перспектив фирмы, вероятности ее продажи, эмиграции владельцев, например, в Канаду. Персонал слышал на них ответы и раньше, но хотел убедиться, что до сих пор я говорил правду. Мои ответы удовлетворили коллектив. Работникам, которые должны были решиться пойти на проверку вслед за мной, фирма предложила стимул — беспроцентный заем, хотя бы на покупку автомобиля. В итоге через детектор прошли все материально ответственные топ-менеджеры — 30-40 человек, которые принимают финансовые решения. Кроме того, эту практику исследования, но уже без мотивационных стимулов, мы применили и к тем, кого принимали на работу в подразделение платного паркинга. Теперь всех новичков зачисляем в штат только после полиграф-контроля. Как часто ваши работники проходят через детектор и что делаете, если результаты проверки неутешительны? — Сейчас мы начали надстройку этажей над бизнес-центром, и те, кто работает в стройподразделении и закупает материалы, ежемесячно проходят детектор. Обычно проверки — раз в полгода. Выводы нашего внутреннего детектора — это только основание отправить подозреваемого во лжи работника на внешний полиграф или пригласить незаангажированного специалиста. И только тогда, когда наши и внешние результаты совпадают, можно делать окончательный вывод и по нему принимать решение. У нас люди привыкли к этой процедуре, как в США, где детекторную практику применяют уже в течение 80 лет. Теперь уклоняться от детектора — значит, создавать для себя дискомфорт: коллеги по умолчанию подумают, что этому человеку есть что скрывать. Какова цена детектора и кому целесообразно его приобрести? — Полиграф стоил нам $6 тыс. плюс обучение — по $2,5 тыс. с человека. Мы направили на курсы двух работников. Покупать детектор целесообразно крупным фирмам с сотнями работников. А если надо проверять персонал эпизодически, лучше обратиться к независимым специалистам. В каких случаях детектор неэффективен? — Если кадры на предприятии подбирают на родственных началах — по принципу: «Аня, у тебя нет хорошего мальчика?», то нет необходимости узнавать, украл работник или нет, поскольку это не приведет ни к каким оргвыводам. Говорят, детектор можно многими способами перехитрить. Самый простой — спрятать кнопку в ботинок и нажать на нее ногой в момент ответа. Реакция организма на болевой укол собьет полиграф с толку. — Можно еще и транквилизаторами накачаться. Это сработает один, максимум — два раза, но в конце концов опытный специалист, работающий с полиграфом, выявит любое мошенничество. |
Комментарии