Жан Рено. Хуан-Киллер |
![]() |
09.01.2008 16:30 | ||||||||
![]() Жан Рено — человек-парадокс. Начнем с того, что французский актер по происхождению испанец, родившийся в Африке, в марокканском городе Касабланка, куда в 1948 году родители будущей звезды предусмотрительно сбежали от режима Франко. К тому же он не только не француз, но даже не Жан, и тем более не Рено. Согласитесь, было бы странным, если бы испанская семья родом из Андалузии, носила коротенькую фамилию, схожую с названием французского автомобиля. Тот, кто стал позже всемирно известен как Леон-киллер, в детстве именовался по испанским меркам вполне прилично — Хуан Морено Эррере де Риминес.
Чтобы стать французом, ему пришлось отслужить в армии, а чтобы стать актером — сменить имя. Хоть он и грезил работой актера, но ему была уготовлена роль солдата. Жизнь в Марокко в 1966 году накалилась до предела — революционные движения, повстанцы, полиция, оккупанты и прочие атрибуты взрывоопасной Африки 60-х требовали от Рено принять решение за кого воевать. Он решил: чтобы не участвовать в Шестидневной войне, лучше сбежать во Францию. Но для этого необходимо получить гражданство. И самый простой способ достичь цели — вступить во французские войска здесь же, в Африке. Случайно один из офицеров узнал, что в Касабланке Рено посещает Национальную театральную академию. Новобранца назначили в «развлекательный батальон» и отправили в Германию. Жану повезло — он так никого и не убил...
Через год Рено получил французское гражданство и отправился в Париж. Мысль о карьере актера уже крепко засела в его сознании. Он почти сразу понял, что со своим именем звездой не станет. Необходим был звучный псевдоним. «С таким именем, как у меня, можно было бы стать звездой в Мадриде или Мехико, — вспоминал Жан Рено. — Во Франции Дон Хуан Морено Эррере де Риминес — весьма неподходящее имя для актера. Когда я только начинал карьеру, мне объяснили, что для человека с таким длинным именем путь в большое кино не просто закрыт, а наглухо заколочен. Некоторое время я усиленно американизировался — отрастил длинные волосы, стал носить черные очки и именовать себя Джонатаном Браном. Результат был нулевой — меня по-прежнему не замечали. Потом я обратил внимание, что у большинства знаменитых актеров в имени и фамилии одинаковое число букв. Брандо, Делон, Бельмондо — их имена выглядят на экране так красиво и симметрично! Я долго ломал голову над своей фамилией, переставлял имена и так и эдак, но потом мне это надоело, и я вычеркнул все, что можно было. Остались только Хуан и Рено. Хуана я офранцузил, от Морено отрезал «Мо» и на свет родился Жан Рено!» Главный киллер Франции
Сейчас актер нехотя вспоминает тот период, признаваясь, что часто совершал поступки, которыми взрослые люди обычно не гордятся. Окончив курсы актерского мастерства, Жан Рено женился и, следовательно, появилась святая обязанность содержать семью. Поначалу ему приходилось подрабатывать буквально кем угодно. Продавал музыкальные инструменты, был шофером, бухгалтером, служил на таможне... Сейчас в это сложно поверить, но тогда Жан Рено зарабатывал не более $10 в день. Время от времени Жан играл в театре, снимался в кино и на телевидении. Рено ценили как актера второго плана, но никому и в голову не приходило дать ему главную роль. Вероятно, он так и остался бы персонажем второго плана, если бы не судьбоносная встреча с Люком Бессоном, тогда еще молодым 22-летним ассистентом режиссера. Эту встречу Жан Рено вспоминает так: «В 1981 году я пришел на пробы для комедии «Новобранцы на больших маневрах». Для смелости и куража немного выпил. Когда же под хмельком я предстал перед режиссером Рафаэлем Дельпаром, он сразу решил выгнать меня к чертовой матери, однако его помощник встал на мою защиту, твердо сказав, что именно такой парень, как я, и нужен для их картины. Это был Люк Бессон. Я все-таки не получил роль, на которую требовался смазливый герой-любовник. Зато подружился с Люком». Бессон позвонил Жану через 10 дней и предложил встретиться. В небольшом кафе состоялся примерно следующий диалог: «Я снимаю короткометражный черно-белый фильм. Предлагаю вам главную роль. Вы согласны?» — предложил тогда Люк, который был почти в два раза младше Жана. «Бесплатно?» — на всякий случай поинтересовался Рено. «Ну почему же! — обнадеживающе сказал Бессон, пошарил по карманам, разглядел наличность и изрек: «Ваш гонорар составит 500 франков». — «А о чем фильм-то?». «Там два мужика бьются насмерть», — выложил Люк. — «Хорошая история», — сразу согласился Рено.Сейчас Жан Рено удивляется, зачем ему понадобилась участвовать в «хорошей истории». На «звездный старт» эта картина никак ни тянула, хотя именно с фильма «Последний бой» началась режиссерская карьера Люка Бессона и актерская Жана Рено. Начиная с 1983 года, Люк Бессон снимал Жана Рено чуть ли не в каждом своем фильме — он был первым человеком, сумевшим по достоинству оценить весь потенциал этого талантливого актера. В 1984 году вышла «Подземка», где Рено виртуозно сыграл барабанщика, но эта картина прославила лишь Люка Бессона и Кристофера Ламберта. Жан Рено вновь остался за кадром, по-прежнему малоизвестный, но уже не бедный актер второго плана... Герои Рено, особенно у Бессона, любят умирать сентиментально и красиво. Так, например, ныряльщик Энцо Молинари в фильме «Голубая бездна» в погоне за потерянным титулом чемпиона мира по глубинному погружению без акваланга донырялся до смерти в синеве французской Ривьеры. Ну а Жан Рено после выхода этой картины в 1988 году уже был и узнаваем, и состоятелен. Он получил $800 тыс. (не то, что $20 тыс. за «Подземку»). Впервые Жан Рено всерьез заявил о себе как о лучшем киллере голубого экрана еще в 1990 году, отснявшись в бессоновской «Никите», где профессиональный убийца Виктор умирал так, что ком подкатывал к горлу, и зрители утопали в слезах.
Француз из Голливуда
Впрочем, на «фабрике грез» не всегда все складывалось так, как хотелось. Сценарий знаменитого «Пятого элемента» писался Бессоном с расчетом на Жана Рено, однако продюсеры настаивали на Брюсе Уиллисе. Но Жан Рено взял реванш год спустя, став звездой блокбастера «Годзилла», принесшего своим создателям куда больше денег, чем «Пятый элемент». Ну и сам Рено не был обижен: $5 млн — вполне приличные деньги. В новое тысячелетие Жан Рено вошел уверенной походкой миллионера — фильмы «Багровые реки» и «Багровые реки-2» принесли еще $10 млн. После съемок в фильмах «Код Да Винчи», «Эскадрилья Лафайет» и «Смывайся» его счет пополнился еще на $30 млн. Поначалу Жан Рено пытался откреститься от голливудской славы. Однако со временем привык к своему положению и роскошному дому за $3 млн в Лос-Анджелесе. К тому же в Париже ему принадлежит квартирка рядом с Елисейскими полями стоимостью $2 млн.
Французские знаменитости давно научились превращать свою славу в звонкую монету. Для этого не обязательно быть кинозвездой или героем спорта. Во Франции с удовольствием платят за присутствие на презентациях футбольным тренерам, писателям, журналистам и даже гениальным математикам. Рено, как один из немногих всемирно известных французских звезд, берет по $70 тыс. за участие в мероприятиях такого рода. Правда, иногда Рено снижает планку своих гонораров. Недавно он специально прилетал в Киев, чтобы помочь протолкнуть на рынок новый вид водки. Рено взял с фирмы-организатора всего $30 тыс. Но во Франции выбить у него скидку невозможно. Сейчас актер наслаждается семейной жизнью на юге Франции со своей третьей женой. Пара уединилась в местечке Бо-де-Прованс в усадьбе Рено стоимостью $3 млн. Но и здесь деятельный Жан нашел себе подходящее занятие, решив наладить производство оливкового масла. Так что готовьтесь. Вскоре будете заправлять салат маслом «Жан Рено», смотреть фильмы с Жаном Рено в очках с оправой «Жан Рено». |