Главная былое Не дозвонилис
Не дозвонилис
11.05.2007 16:42

Транснациональные мобильные операторы не придут в Украину, пока наш рынок не вырастет хотя бы до $10 млрд или на продажу не будут выставлены Киевстар и UMC.

Надежда ГОНЧАРУК

Этапы развития мобильной связи (схема)

Всего пятнадцать лет назад мобильные телефоны весили несколько килограммов и стоили $1-3 тыс., подключение обходилось в $850, а минута разговора стоила от $3,5-7. Сегодня операторы дарят телефон при подключении, сам аппарат уже не «чемодан с трубкой на веревочке», а компактное устройство, совмещающее функции телевизора, плеера, фотоаппарата и компьютера. Минута разговора обходится всего в $0,08. Контракты попытались проанализировать, что же будет с мобильной связью в ближайшие 5-10 лет.

В прошлом году руководство британского телекоммуникационного холдинга Vodafone объявило о рекордных убытках в EUR32 млрд и предупредило акционеров, что в 2007-м ожидает не роста, а падения продаж. Два года назад — в 2004-2005 финансовом году — холдинг получил чистую прибыль в размере EUR9,36 млрд. Компания связывает плохие финансовые показатели за отчетный период с переоценкой стоимости некоторых активов, преимущественно в Германии. Еще одной причиной убытков стала активная экспансия Vodafone на развивающиеся рынки Восточной Европы, Азии и Африки.

 

ГДЕ РАБОТАЕТ ПЯТЕРКА*
*Покрытие и число абонентов (млн) пяти крупнейших мировых телекоммуникационных холдингов. По данным открытых источников
Увеличить схему
Пример британцев показателен: потратив многомиллиардные суммы на приобретение телекоммуникационных активов по всему миру и выложив сотни миллионов за лицензии на связь третьего поколения, ведущие мировые операторы не получили ожидаемого роста доходов. Это в равной степени относится ко всем операторам большой десятки: от испанской Telefonica и немецкой T-Mobile до France Telecom, шведской TeliaSonera и мексиканской America Movil.

Проблемы роста

Убытки практически всех крупных телекоммуникационных холдингов в 2006-м закономерны. В прошлом году компании расплачивались за расширение географии своего бизнеса: 2005-й стал рекордным для телекомов по числу покупок. Только в Европе на поглощение локальных сотовых операторов было потрачено $135 млрд. Два года назад испанская Telefonica купила британского мобильного оператора О2 (обслуживает более 25 млн абонентов в Англии, Ирландии и Германии) за $31,3 млрд и 69,4% акций Cesky Telecom ($4,4 млрд). Это были наиболее крупные сделки 2005 года. На второе место попал Vodafone, приобретя за $3,5 млрд чешскую Oskar Mobil и турецкий Telsim за $4,6 млрд. На третьем месте — France Telecom, купивший 80% испанского сотового оператора Amena за $7,7 млрд.

Активная экспансия операторов продолжилась и в 2006 году. Vodafone заплатил $11,1 млрд гонконгскому Hutchison Whampoa за 67% индийской компании Hutchison Essar — четвертого оператора мобильной связи в Индии, контролирующего 16% рынка.

 

Поддержка. Количество моделей устройств, поддерживающих HSDPA
(мобильные телефоны, ноутбуки, карты данных для PC, модемы и т. д.)

Но интерес крупных телекоммуникационных холдингов к развивающимся рынкам привел к переоценке активов локальных операторов и, как следствие, к убыткам корпораций-покупателей. К примеру, AT&T, крупнейшая компания связи США, и мексиканский сотовый оператор American Movil предлагали за 18% акций итальянского Telecom Italia сумму, на треть превышающую рыночную стоимость пакета.

Убытки от неприбыльных активов были бы менее заметны, если бы не неудачи с развитием технологий третьего поколения. Выложив за 3G-лицензии $100 млрд, многие компании так и не начали их развивать.

Для выхода из кризиса телекоммуникационные холдинги начали сокращать рабочие места и расходы на внедрение новых информационных технологий, замедлили экспансию и стали продавать неприбыльные активы. К примеру, Vodafone Group в прошлом году договорилась о продаже неприбыльного японского подразделения корпорации Softbank за $15 млрд. Ходили слухи о переговорах британцев с североамериканской Verizon о продаже доли Vodafone в СП Verizon Wireless (США), использующего технологии CDMA.

Количество
HSDPA-сетей в мире

До этого британцы избавились от своей доли в швейцарской компании Swisscom Mobile. Японский NTT DoCoMo, как и американские SBC и AT&T Wireless, также распродал активы на других континентах и теперь работает на своих внутренних рынках. В 2007-2009 гг. они планируют увеличить доходы за счет внедрения конвергентной связи и развития дополнительных услуг — высокоскоростного интернета, мобильного ТВ и т. д.

На задворках Европы

К началу 2007-го вокруг Украины сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, практически в каждой стране, граничащей с нами, присутствует хотя бы один из операторов большой десятки. Например, в Венгрии работают Deutsche Telekom, Telenor и Vodafone — в общей сложности под «их крылом» находятся 10 млн абонентов. В Молдавии обосновался France Tеlеcom, владеющий долей местного оператора Voxtel. Польский рынок поделили Deutsche Telekom, Vodafone и France Tеlеcom. Румынский лидер — оператор Orange (актив France Tеlеcom), на его счету 8 млн подключений. В Словакии, помимо немецкого T-Mobile и французского Orange, недавно начал работу О2, принадлежащий испанской Telefonica. Казалось бы, каждый из этих операторов так или иначе заинтересован и в украинском рынке, хотя бы из-за гостевого или транзитного роуминга.

Проникновение
мобильной связи в Европе, %

Тем не менее в Украине представлен только норвежский Telenor, владеющий контрольным пакетом Киевстара и долей в Украинских радиосистемах. В 2004-2005 годах компаниям первой десятки Украина была неинтересна из-за небольшого объема рынка. Даже в 2006-м, после двукратного роста абонентской базы и роста доходов населения, примерно 40 млн абонентов за 9 месяцев 2006 года принесли операторам около $4 млрд. Для сравнения: рынок Польши, где работают три из десяти гигантов, — это 34,5 млн пользователей и $5,4 млрд (за те же 9 месяцев). А в Нидерландах 16,9 млн абонентов за три квартала потратили на мобильную связь $5,9 млрд.

Скорее всего, крупным игрокам Украина может быть интересна только в двух случаях: если на продажу будет выставлен один из двух украинских лидеров или если украинский рынок дорастет до европейских показателей, т. е. примерно до $8-10 млрд выручки в год. Последнее случится не ранее 2010 года. Да и то не факт: пока ARPU на этом рынке только падает, а мобильной связью обеспечено практически все население. Что же касается продажи лидеров, то она маловероятна.

Собственники UMC и Киевстара — МТС, Альфа-Групп и Telenor соответственно — продавать свои активы не собираются. Кандидатами на покупку могли бы стать Астелит (ТМ life:)) или Украинские радиосистемы (ТМ Beeline). Но пока они вдвоем контролируют лишь около 10% украинского рынка и представляют не слишком большой интерес для транснациональных компаний.

Правда, операторы второго эшелона считают иначе. «Мне кажется, France Telecom активно присматривается к Украине, — говорит исполнительный директор Астелит Тансу Еэн, — у них большой опыт инвестирования в другие страны. Они могут зайти, купив компанию, войдя в союз с действующим оператором или создав виртуального оператора, арендующего чужие сети. Французы инвестировали и разработали много технологий, которые успешно работают в других странах. Почему бы им не адаптировать эти технологии в Украине?»

 

3G: растем медленно*
Количество абонентов, млн
Технология 2002 2003 2004 2005 2006 I квартал 2007 года
GSM 809,3 1012 1296 1709,2 2163,6 2252,5
WCDMA 0,2 2,8 16,3 50 98,8 115,6
TDMA 101,1 100,1 90 48,5 20 15,7
PDC 56,1 58,1 54,2 46,3 31,3 27,2
iDEN 11 13,4 16,8 21,1 25,6 26,3
Analog 19,7 12,9 9,2 5,4 3,1 2,5
cdmaOne 104,2 98,9 87,4 62,4 21,1 18,1
CDMA2000 1X 36,1 80,1 131,9 213,1 282,7 290,7
CDMA2000 1xEV-DO 0,2 4,6 12,3 21,2 49,9 56,8
Итого 1137,8 1382,9 1714,1 2177,1 2697,6 2805,4
*Динамика числа абонентов разных стандартов сотовой связи
По данным Wireless Intelligence

 

Лидирует Азия*
Количество абонентов, млн
Регион 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв.
2005 2006 2006 2006 2006 2007
Азия 627,4 672,8 718,7 764 814,3 856,7
Западная Европа 382,8 383,5 384,8 386,5 390 386,7
Восточная Европа 268,1 281,7 299 315,5 337 346
Северная Южная Америка 141 158,3 178,1 195,6 216,9 235,2
Африка 133,4 145,1 159,2 173,4 190,5 204,4
Средний Восток 94,9 101,9 108,6 116,1 123,7 131,2
Итого 1723,4 1823,4 1932 2038 2163,6 2252,5
*Динамика абонентских баз GSM по регионам. По данным Wireless Intelligence
Наибольшие мировые телекоммуникационные холдинги
Компания Регион Технологии Абоненты,
млн
Выручка,
$ млрд в год

China Mobile

(Китай)

Китай, включая Гонконг

GSM, GPRS, EDGE

301

35,44

Vodafone

(Велико-

британия)

Европа, Австралия, США,

Новая Зеландия,

Латинская Америка

GSM, GPRS, EDGE, UMTS, HSDPA (CDMA, CDMA2000 1x, EV-DO)

198

58,8

Telefonica —

Movistar — O2

(Испания)

Испания, Латинская Америка,

Великобритания, Германия, Чехия,

Марокко, Ирландия, Словакия

GSM, GPRS, EDGE, UMTS, HSDPA (CDMA, CDMA2000 1x, D-AMPS)

145

71,8*

China Unicom

(Китай)

Китай, включая Макау

GSM, GPRS, CDMA, CDMA2000 1x

142

11,31

America Movil

(Мексика)

США, Латинская Америка

GSM, GPRS, EDGE (CDMA, CDMA2000 1x, D-AMPS)

125

22

Telenor

(Норвегия)

Скандинавия, Восточная Европа,

Бангладеш, Пакистан, Азия

GSM, GPRS, EDGE, UMTS

115

14,6

SingTel

(Сингапур)

Сингапур, Австралия, Индия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, Бангладеш

GSM, UMTS, HSDPA

112

6,6

T-Mobile

(Германия)

Германия, США, Великобритания,

Польша, Нидерланды, Австрия, Чехия, Венгрия, Словакия, Хорватия,

Македония, Монтенегро

GSM, GPRS, EDGE, UMTS, HSDPA

106

43,41

France

Telecom-Orange

(Франция)

Франция, Великобритания, Польша,

Испания, Румыния, Словакия, Нидерланды, несколько африканских

и карибских стран

GSM, GPRS, EDGE, UMTS, HSDPA

97

70*

TeliaSonera

(Швеция)

Скандинавия, Балтийские страны,

Россия, Турция, Евразия, Испания

GSM, UMTS

87

13

Расчет Контрактов по данным открытых источников и операторов

*Включая доходы от фиксированной связи.

 


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?