Сетевой политолог. Александр Зинченко считает, что интернет и новые технологии могут заменить чиновников |
18.07.2008 18:57 |
В интервью Контрактам Александр Зинченко рассказал о том, что:
Власть денег Правда ли, что раньше взятка в Киевсовете в $3 тыс. гарантировала открытие бизнеса, а сейчас $10 тыс. дают только за рассмотрение дела? — К большому сожалению, сегодня доминанта власти — деньги. Власть — источник денег, она же их распорядитель. Влиятельность определяется не профессионализмом, а доступом к руководству, правом подписи и печати. Мы живем в системе клановой бюрократии. И до делократии еще топать и топать. Возьмем последние выборы. Избиратели голосуют за определенную конфигурацию политических сил, за конкретные политические проекты, за то, о чем говорят по ТВ и радио, пишут на биллбордах и в печати... Однако же конфигурация в парламенте или Киевсовете после выборов стремительно меняется. Это легко объяснимо — направить усилия проще не на защиту интересов 3-4 млн сограждан, а на 5-15 уже избранных депутатов. Устоять против искушения деньгами могут не многие. Группы влияния накануне кампании стремятся ввести в списки оппонентов лояльных к себе людей, которые потом в удобный момент перейдут к ним. Кроме того, выборы — это деньги. И немалые. Их у кого-то берут, а после рассчитываются: местами во власти и возможностью влиять на принятие тех или иных решений. Выхода нет? — Политика, в которой деньги решают все, себя исчерпывает, как и система тотального противостояния всех против всех. Скоро невозможной станет ситуация, когда, скажем, Партия регионов предлагает законопроект о защите шахтеров, но не голосует за него, потому что надо «показать коалиции, что ее не существует». Но ведь шахтеров это не интересует, и они скоро откажутся голосовать и за ПР, и за любую другую силу. Они вообще перестанут ходить на выборы. В 2006 году, когда социалисты перешли в другой лагерь, казалось, что более стабильного большинства, более стабильного правительства не существует. Но спустя полтора года эта стабильность рухнула. О чем это говорит? О том, что маятник политической жизни отклонился слишком далеко и двинулся в противоположном направлении. И если кто-то думает, что схватил Бога за бороду, заблуждается. Вместо крайностей — абсолютная власть или радикальная оппозиция — надо переходить к иной системе, в которой все руководящие должности не принадлежат одной политической силе и оппозиция имеет право эффективно контролировать власть.
Недавно имел место случай, значение которого недооценили: Анна Герман, заклятая противница Юлии Тимошенко, высказалась против вмешательства в личную жизнь премьера. Я считаю, что это знак того, что общество отрезвляется. Каков выход из конфликта между Секретариатом президента и Кабинетом министров? Досрочные выборы? — Досрочные выборы не изменят конфигурацию сил в парламенте. Думаю, решающей поддержки не получит ни одна сила. А значит, нет смысла еще на полгода идти на выборы. Тем более что сейчас страна как никогда нуждается в политической стабильности. Мировая экономика переживает жесточайший системный кризис, намного более острый, чем финансовый кризис в СНГ в 1998 году. Это сказывается на нас, стране с экспортнозависимой и весьма открытой экономикой. Поэтому считаю, что сейчас мы переживаем финал тотального противостояния между партиями. Если же какая-то из политических сил нечувствительна к этим вызовам времени, у нее, как мне представляется, нет будущего. И еще одно: людей наконец-то стало меньше интересовать, кто придет к власти, а больше — как это скажется на их кармане. Избиратель устал от противостояний и хочет конструктивных действий. Светлое будущее Какой вы видите Украину с Ющенко и без Ющенко? — Ющенко — президент переходного периода. Страна будет радикально меняться независимо от того, будет он у власти или нет. Поменяется вся логика государственного управления. Многоуровневый маркетинг (достаточно прямолинейно подкупить 30% избирателей, а они приведут друзей), благодаря которому политические силы выиграли эти выборы, обречен. Если сейчас политтехнологи и политики уверены, что избиратель никуда от них не денется и будет терпеть ошибки в списках и подкупы, покорно голосуя, они не правы. Заканчивается эпоха такого управления. Независимо от того, понимают это политики или нет. От того, что феодалы не знали, что грядет промышленная революция, им легче не стало.
Какое это имеет отношение к Украине, где доступ к интернету имеют от силы 10% населения? — Дело не только в интернете, а в построении сетей нового поколения. В возможности совместить базы данных таможни, налоговой, милиции, прокуратуры и СБУ, местных и центральных органов. Что касается интернета, то мы, И когда же мы будем жить в сетевом обществе? — Гораздо раньше, чем можно предположить. Например, в Днепропетровской области в ближайшее время будет завершено создание новой информационной системы в налоговой администрации: все текущие операции можно будет выполнить, не отходя от сервера своей компании; в Винницкой области внедряется принципиально новая система логистики и т. д. Важно видеть, что благодаря новым технологиям перераспределение средств все меньше будет зависеть от бюрократов — 60% промежуточных звеньев рухнет. Будет выстроена та самая адресная система социальной помощи. Не придется содержать такой аппарат чиновников. Естественно, у таких процессов будет много противников, живущих за счет перераспределения. Тем более что переход к сетевому управлению потребует повышения уровня компетенции исполнителей. Чиновников, которые могли управлять, не зная деталей, будет все меньше, а принцип «куда бы партия ни послала» станет сомнительным. Почему вы вернулись в политику и почему именно в БЮТ?
На одной из встреч, посвященных инновационным проектам, глава правительства Тимошенко не только поддержала их, но и предложила мне стать руководителем группы научных консультантов премьер-министра. Сейчас я занимаюсь совершенно конкретными проектами: создана и на постоянной основе работает группа при премьере по развитию ракетно-космической отрасли, реализуется комплексная программа развития информационно-коммуникационных систем нового поколения, новой транспортной инфраструктуры и ряд других не менее актуальных и интересных задач. Темное прошлое Давид Жвания говорил в интервью Контрактам, что историю с отравлением президента придумало руководство штаба оранжевой революции. Вы были главой этого штаба — значит, это вы придумали отравление? — Я нигде не слышал и не читал, чтобы он обвинил лично меня. У нас была коалиция «Сила народа», были штабы Нашей Украины и БЮТ, других партий блока. Тем не менее скажу: я ничего не придумывал, действовал совершенно искренне и сейчас готов нести ответственность за все свои слова и поступки. Кроме того, мне никогда не приходилось слышать, чтобы пищевое отравление и те болезни, о которых в этой связи сейчас пишут в прессе, вызывали бы такую реакцию организма. Врагу не пожелаю перенести то, что перенес тогда Кстати, сегодня в СМИ стали публиковать протоколы допросов. В связи с этим уместно задать вопрос: у нас тайна следствия есть или нет? Думаю, появление в прессе протоколов — сигнал кое-кому: мол, не говорите лишнего в генпрокуратуре, молчите или уклоняйтесь от ответов. Подобного нельзя допускать. Прошло уже почти три года со времени вашей пресс-конференции, на которой вы разоблачили «любих друзів». Не жалеете о том, что после своего выступления потеряли место в руководстве страны? — Думаю, повернись время вспять, я поступил бы так же. То, что тогда было произнесено, сегодня стало очевидным. О коррупции в высших эшелонах власти сегодня не говорит уже только ленивый. И далеко не все сводится к месту в руководстве страны. У меня другие ценности в жизни. Жить в согласии с собой важнее, чем быть у власти. Я сделал то, что должен был сделать, показал, что не всех можно купить. Вспомните, на своей пресс-конференции я ни словом не обмолвился против самого президента. Я ожидал, что он отреагирует на мои слова, потому что борьба с коррупцией во власти должна была исходить от него. У президента были и возможности, и уникальные полномочия. Сделай он это — и ситуация в стране была бы другая, и Ющенко был бы другой. Но он заявил: такого не может быть. И этот сигнал от президента был услышан и судьями, и людьми, находящимися у власти.
Карьера депутата
Октябрь 2006 г. — советник президента Сентябрь 2005 г. — вице-президент Международного благотворительного фонда «Українська родина», руководитель программы стратегии и развития, глава общественной организации «Институт стратегии и реформ» Январь 2005 г. — государственный секретарь 2002 г. — заместитель спикера 1998 г. — народный депутат Украины 1995 г. — гендиректор ЗАО «Украинская независимая ТВ-корпорация» (телеканал «Интер») 1992 г. — директор ООО «Омета-Меркантайл», вице-президент АО «Балчуг», заместитель главы представительства фирмы «Балчуг», генеральный директор ЗАО ИА «Украина-Экспресс» 1992 г. — президент Ассоциации молодежных инициатив 1992 г. — окончил московскую Академию общественных наук 1983 г. — заместитель секретаря университетского комитета ЛКСМУ, завотделом пропаганды и агитации, председатель исполкома координационного совета ЦК ВЛКСМ в Москве 1979 г. — инженер кафедры теоретической физики, младший научный сотрудник Черновицкого университета 1979 г. — окончил Черновицкий университет 16 апреля 1957 г. — родился в городе Славута Хмельницкой области
Читайте в печатной версии еженедельника «Контракты» с 21 июля: Украинский лототрон В Украине цена лотереи составляет $0,2-0,6, тогда как в США и Великобритании $3-5. Лотерейщики жалуются на невысокую рентабельность своего бизнеса. Когда же украинец выиграет в лотерею $100 000 000 – читайте в деловом еженедельнике Контракты. Бремя возвращать В 2007 году объем задолженности населения перед банками вырос почти в 2 раза, появилось большое количество коллекторских контор, взыскивающих долги. Чтобы вернуть выданные кредиты, банки надоедают недобросовестным заемщикам звонками, жалуются на них работодателям, однако очень редко обращаются в суд. Почему банки не могут отобрать заложенное имущество – читайте в деловом еженедельнике Контракты. |