Nissaмовитый. Японский автогигант отчитался о настоящем и заглянул в будущее |
21.07.2008 15:43 | ||||||
59:1 Так получилось, что в мае у Nissan Motors состоялось два отчета одновременно. Один — перед журналистской братией всего мира в Португалии, второй — годовой отчет легендарного президента Nissan Карлоса Гона на собрании акционеров. Оба достойны анализа и пересказа. Выставить под придирчивый журналистский глаз не лучшие, не последние, а ВСЕ машины, которые сегодня продаются под марками Nissan и Infiniti, — это поступок. Проехаться на всех 59 за три дня невозможно, но оценить производственную программу и масштаб совершенного — вполне. Да и отчет Гона — не просто отчет о работе за год, а скорее, подведение итогов работы за «две пятилетки» (с июня 1999 года) и взгляд одного из самых проницательных управленцев на развитие мирового автопрома. У каждой компании бывают худшие времена. Для Nissan таковые наступили (или окончились) ровно 10 лет назад. Компания с убытками в $20 млрд «отдалась» французскому Renault, который, недолго думая, бросил на отстающий участок лучшее, что у него имелось, — Карлоса Гона. Описание работы любого менеджера исполнено слов, лишенных всякого смысла: «снижение затрат», «локализация ассортимента»... Как говорится по другому поводу: «Все делают это». И в какой степени точка зрения, взгляды, воля одного человека исправляют неправильные, неточные, ошибочные действия многих сотен других профессиональных людей, в такой же степени оснащенных электронными таблицами, дипломами МВА и макроэкономическими прогнозами? Почему прав он? Ничто не объясняет этого — ни то ли бразильские, то ли ливанские корни, ни способность работать по 16 часов в сутки, ни знак зодиака, ни компания: между Североамериканским отделением Michelin и японским Nissan можно найти сходство, но скорее это очень разные организации… Удивительно, но вырезав — говорят, с кровью — эти проклятые «минус 20 млрд», он вовсе не посадил компанию на диету. Наоборот, Nissan образца 2008 года представляет собой пышущую здоровьем компанию. С какой стороны ни посмотри. В обойме ряд бестселлеров (достаточно произнести Qashqai — и вам подпоет миллион человек). То есть все ОК с удовлетворением массового спроса. Но Гон поспособствовал и выходу автомобиля для гурманов — Nissan GT-R, и теперь в очередь встали и пижоны с толстыми бумажниками. Если в начале века слово Nissan означало беспросветного должника, то сейчас рентабельности японцев завидуют лучшие немецкие автопроизводители. Акционеры слагают о Гоне песни, а журналисты уже и книгу написали. Да, так вот: выходит Карлос перед расслабленными акционерами и объявляет им, что план по прибыли… недовыполнен на 1,8%. И началось… Преемниками непобедившего пролетариата являются журналисты, причем их первой реакцией на чужую неудачу является инстинктивное злобствование. А пока газеты ровняют великого Гона с землей, посмотрим на самую дерзкую машину, сделанную при нем. GT-R Не напоминает мне внешность машины пресловутого мультяшного японского робота, но очень похожа на киношную стиснутую челюсть самурая. Чем-то вы его задели и наблюдаете краткий момент торжества самообладания перед взмахом меча. Знаете, что они в Nissan’е изобрели? Подземную швейную машинку. Теперь под автомобилем мчится специально обученная бешеная швейная машинка и на ходу пришивает шины к асфальту суровой нитью. Поймите, школьная пятерка по физике мешает мне втирать вам очки: к тому, как автомобиль держится за автодром, ни закон всемирного тяготения, ни центробежные, ни центростремительные силы вместе со сцепными свойствами резины не имеют никакого отношения. Туфта это все. Специальная швейная машинка — только она может объяснить, почему эта машина летит по траектории, а не вогнана по стойки в ограждение.
Но работает эта машинка только вместе с GT-R. И продается этот комплект из Машины и машинки за 70 тыщ баксов. Собственно, уже продан. Потому как на середину мая 60% годовой программы, предназначенной для США, было предоплачено. По загадочному автомобильному курсу это означает стоимость машины в Европе эдак в $120-150 тыс. GT-R — умопомрачительная вещь. И как автомобиль, и как автомобиль для молодого водителя. Молодого — это такого, у которого рядом с его напольным горшком стоял его же настольный компьютер. Сложнейший Компьютерной игрой кажется и рекордный заезд по северной петле Нюрбургринга — такой же безукоризненный, как круг на игровой приставке. Его крутят и крутят на телевизоре в боксах на фоне разобранного, разрезанного вдоль GT-R. Завораживает... И совсем уж максимализмом веет от попыток представить эту машину как гражданский премиум-класс. И, наверное, я бы уже лопнул от сарказма, однако GT-R внутри действительно выглядит как приличное купе, а не ободранный каркас для однократного заезда на скорость. Лет через пять его перетянут какой-нибудь модной на тот момент титановой кожей, системой кругового обзора и флюорографии водителя и продадут как Infiniti G следующего поколения.
Потому что линия горизонта со времен предыдущего Skyline теперь очень далеко смещена вперед. Похоже, отныне на спорткарах можно ездить детям с 10 лет (как только дотянутся до педалей). Техническое совершенство автомобиля преобразовано в гигантский запас прочности для водителя. Ничто: ни обычное усилие на педалях, ни простота управления, ни гражданская эргономика — не дает повода усомниться в том, что перед вами обычный автомобиль для обыкновенного водителя. Суперкар как в каком-нибудь фильме про Бэтмена спрятался под личиной городского автомобиля. Только спидометр широко открывает вам глаза… А предыдущий Skyline кажется по сравнению с GT-R предшествующим. Неспешно так, расхлябанно шествующим. Новый лучше старого настолько, насколько футбольная сборная Испании лучше сборной Португалии. И на те же качества: несгибаемость и молниеносность. Если материя все еще дается нам в ощущениях, то круги по Эшторилу от водителя к читателю не передаются. Запомнились даже не свои, а чужие круги с профессиональным гонщиком за рулем. Он наконец-то со Украинские ниссановцы думают: возить сюда эту машину или нет. Для них это означает строительство еще одной СТО, и никто не предскажет — окупятся эти затраты продажами или нет. (Я подскажу — окупятся!) Гон, гони прибыль! Итак, профессиональные аудиторские приемчики вроде включения в результаты доходов от продажи земельного участка не изменили главного — прибыль Nissan к апрелю 2008 года меньше обещанной акционерам. То, что план выполнить было невозможно, картины не меняет: предыдущие планы тоже были невыполнимыми, но Гон их выполнял!
И совсем возмутило экономических обозревателей то, что, определяя перспективы до 2012 года, Гон не обозначает финансовых целей. А еще, не колеблясь, определяет ближайшие годы для автомобильной промышленности как крайне безрадостные. Словом, рекордные 8 % рентабельности акционеры в ближайшие годы будут только вспоминать. Все гиганты столкнутся с гигантскими проблемами. А Nissan с продажами почти 4 млн авто в год — тоже гигант. Цены на металл зашкаливают, а делать деревянные автомобили, похоже, никто не собирается. Иена укрепляется (привет гривне!) относительно американского доллара, что вредит экспортерам, и новый бюджет Nissan исходит из 14%-ной ревальвации японской валюты в ближайший год. Никто не знает рецепта успеха: ни умники из General Motors, терпящей миллиардные убытки, ни успешные умники из Toyota, ни всезнающие маркетологи, лихорадочно производящие электронные таблицы, из которых не следует — как всегда — ничего. Toyota и Honda предсказывают падение прибыли. Honda поменьше — 18%, Toyota почти на треть — 27%. — Что делать, Гон? — Автомобили.
«Забурела Тианка, ой, забурела!» — сказал бы по этому поводу Шура Балаганов. Тут я слукавлю и сделаю вид, что новую Teana нам показали в Португалии, хотя на самом деле нет. Teana в Португалию привезли, и некоторые журналисты ее там и сфотографировали... Однако организаторы в последний момент решили не опережать европейскую премьеру, и машину убрали. Живьем я увидел ее только на выставке в Киеве, где и вырвалось это самое балагановское.
На «вечно вторую», пытающуюся потеснить «царицу продаж» Toyota Camry, новая Nissan Teana совсем не похожа. Что портило неплохую прошлую, т. е. нынешнюю Teana? Скромность и булочные, детские передние фонари. Под чьим-то влиянием машина преобразилась. Внешне стала резче, стремительнее, более европейской.
Внутри Teana — интерьер Infiniti, причем панель управления G-класса (кстати, такое впечатление, G-шный салон выиграл какой-то внутренний конкурс из нескольких вариантов дизайна, примененных на Infiniti G-, M- и F-классов, и теперь перекочевал и на новый Infiniti FХ-50, и на бизнес-модели Nissan). А собранная в свободные складочки нежная кожа заднего дивана несомненно стоит тех $50 тыc., которые с вас возьмут за максимальную комплектацию. Не говоря уже о новых тяговитых двигателях. Не случайно на рекламе машину вывернули — есть что показать. Camry, соответственно, придется стыдливо прятать внутренности до переоснащения. Эф-экс
«Нет, ну вы скажите, какими идиотами надо быть, чтобы взять машину и целый день колесить на ней, не выезжая за пределы автомобильной площадки?!» — неизвестным коллегам, навсегда перехватившим у меня Infiniti FX-50, посвящается эта фраза. Экс-FX я любил и любви этой не скрывал. На новом FX я не ездил. И скрывать этого тоже не буду.
Что ж, собственно автомобильные качества флагмана Infiniti посчитаем осенью, когда машина появится на рынке. Тогда же появятся и первые оценки продвижения Карлоса Гона в направлении к целям 2012 года.
Крибле-крабле… Например, «автомобиль за 2500 долларов». Как они этого добьются — не знаю. Да хоть из бумаги его сделай и зарплату не выплачивай — все равно выходит дороже. А равноправным партнером по этому проекту Гон определил некую индийскую Bajaj Auto, доселе известную в качестве производителя мотоциклов. О цене теперь уточняют, что 2500 — это «минимальная оптовая» цена. Но не стоит наивно предполагать, что машина с индийской ценой достанется только Индии. Оцените масштаб! Гон (т. е. Renault-Nissan) покупает блокирующий пакет в российском АвтоВАЗе, на который уже все исторические инвесторы плюнули, затем забирается уж совсем в инвесторские джунгли — покупает ИЖ, традиции которого, пожалуй, заключаются в умении делать самые неремонтопригодные автомобили в мире. Между тем, если отбросить иронию, сейчас это нормальная площадка по сборке корейских автомобилей, которые и занимают львиную долю рынка развивающихся стран. Не кажется невероятным, если наполовину индийский, на четверть — французский и на четверть — японский автомобиль будет производиться в том числе и на Урале. И продаваться в том числе у нас. Второе направление — электрические автомобили. Сейчас, когда доля бензиновых двигателей потихоньку уменьшается, а электромоторы присутствуют только в так называемых гибридах, планы компании по завоеванию лидерства в электромобилестроении кажутся несвоевременными. Однако прототипы Nissan, упрямо показываемые на каждой выставке, подтверждают: речь идет о настоящих производственных планах. И так же, как кинескопные телевизоры в одночасье были сметены жидкокристаллическими, а пленочные фотоаппараты — цифровыми, так и двигатели внутреннего сгорания прикажут долго жить. И через четыре года Гон выгонит на площадку 59 электромобилей. Похоже, надо запасаться батарейками. |