Главная Журнал Спекуляции Ростовщики разбираются в людях не хуже Штирлица. И кредиты у них дешевле банковских
Ростовщики разбираются в людях не хуже Штирлица. И кредиты у них дешевле банковских E-mail
08.11.2010 07:19

Как зарабатывают потомки старухи из «Преступления и наказания» и шекспировского Шейлока. Читайте интервью с законспирированным процентщиком.

— Из двенадцати на расписке только трое. Вообще-то я доверяю людям, но попадаются такие недисциплинированные персонажи, с которыми иначе нельзя. Не то чтобы они меня кинуть могли, а так... без характера люди.


Недавно сломался компьютер, необходимый для работы, а деньги, как назло, закончились. Занимать в банке — процедура длительная, к тому же сумма требовалась пустяшная — $850. Друзья помочь «прямо сейчас» не могли, зато порекомендовали некоего Олега, чьими услугами часто пользовались еще со времен студенчества, мол, он готов ссудить деньги всего-то под 4% в месяц (что составляет $30 и вполне соизмеримо с условиями во многих банках, если учесть всевозможные комиссионные и плату за сопутствующие услуги).

Сказано — сделано, и уже на следующий день мы мило пили кофе на кухне у Олега, который совсем не походил на своих литературных собратьев: умный внимательный взгляд за стеклами очков, ухоженные усы, неброская добротная одежда. Ростовщика интересовали мои доходы и зачем мне нужны деньги. Расписка не потребовалась, за меня поручились друзья. Мы допили кофе, и я вежливо распрощался с Олегом, унося в кармане $800. На прощание Шейлок не без пафоса пожелал, чтобы такие люди, как он, попадались на моем пути как можно реже. «Нет худа без добра», — рассудил я философски, и через несколько месяцев, отдавая очередную сотню плюс уверенно сокращающийся процент, сделал ростовщику предложение, от которого невозможно было отказаться. Если Олег ежемесячно зарабатывает на моей персоне, почему бы мне не подсобить ему в этом нелегком деле? Помявшись для виду, он согласился на условиях строжайшего инкогнито. И вот мы уже потягиваем пиво в уютном кафе.


— Как давно ты занимаешься этим делом?


— Давай начнем с того, что это для меня не основная работа, а средство приработка. Я работаю программистом. Деньги ссужаю уже восемь лет, и первыми моими клиентами как раз стали твои друзья. Однажды у нас произошел конфликт и я очень удивился, когда они пришли ко мне и попросили помочь: мол, деньги у тебя водятся. Я со злости загнул им 10%, но ничего, расплатились. Потом мы уже работали на 4-5%.


— Так это мои друзья надоумили тебя зарабатывать подобным образом?


— Вообще-то мне эту идею подкинул брат: нужны были деньги на свадьбу, а братишка в начале 90-х мотался в Турцию «челноком». «Деньги, — сказал он, — работать должны», — и попросил 3%. И я подумал: а почему бы и мне так не зарабатывать?


— И много у тебя сейчас клиентов?


— Сейчас человек тридцать. Когда больше, когда меньше. Чем больше людей, тем больше беспокойства. Да и потом, мне много не надо.


— Ты со всеми работаешь под честное слово, как в моем случае, или все-таки берешь распиcки?


— Из двенадцати на расписке только трое. Вообще-то я доверяю людям, но попадаются такие недисциплинированные персонажи, с которыми иначе нельзя. Не то чтобы они меня кинуть могли, а так... без характера люди.


— Работать с тобой можно только по рекомендации?


— Ясно, что с малознакомыми людьми я не общаюсь. В крайнем случае скажу, что сейчас денег нет. Надо же, чтобы поручился кто-нибудь за клиента, да и налоговая, сам понимаешь. Но даже если за должника поручится человек, которому я доверяю, пусть сначала расскажет мне о своем бизнес-плане: зачем ему нужны деньги и как он собирается их отдавать. Как-то приятель в беду попал: звонит из Германии, мол, обворовали. Отправил ему через Western Union $800. Он вернул все до копейки.


— Отказать можешь?


— Да, конечно. Как-то насел на меня один парень, говорит, знаю методику, как можно в автоматы выиграть. Он играет постоянно. Я его отговорил, так он одолжил в другом месте (и под больший, кстати, процент). Понятное дело, проиграл все, до сих пор расплачивается. А другой знакомый решил своим мелким бизнесом заняться, но прогорел: чего-то там неверно рассчитал.


— А проценты варьируются?


— Конечно, в зависимости от суммы.


— Можешь сказать, какую максимальную сумму у тебя одалживали?


— Сто тысяч долларов под один процент.


— Сколько ты всего заработал за это время?


— Для меня ростовщичество — приработок. Сейчас дома лежит тридцать тысяч евро и восемьсот тысяч рублей. Если не отдам их в долг, нужно в какой-нибудь банк положить: опасно такие деньги в квартире хранить.


— Но хоть примерно сказать-то можешь?


— Сейчас в обороте около трехсот тысяч долларов.


— Для каких целей чаще всего одалживают деньги?


— Да по-разному. Кому-то за границу надо съездить подзаработать, кому-то — вот как тебе — инструмент какой-то купить. Раньше в основном, с учетом растущих цен на недвижимость, одалживали для первого взноса на квартиру.

Твоим друзьям вон бетономешалка позарез нужна была, а ты сам знаешь, какая у них официальная зарплата.


— Как быстро можешь достать необходимую сумму?

— А сколько тебе нужно?


— Ну, положим, двадцать тысяч долларов.


— Пять тысяч могут дать прямо сейчас. А остальные ... Который сейчас час? В восемь вечера без проблем. У меня есть хороший друг-бизнесмен, который всегда выручит необходимой суммой, как и я его, если понадобится.


— Под процент?


— Чисто символически — под один процент.


— А если мне нужно в евро?


— Да бога ради, но в какой валюте взял, в такой и отдавай.


— Что будешь делать, если не захотят отдавать? Вот представь себе, двадцатое число, мне пора платить, а я не звоню...


— Тогда я позвоню тебе недельки через две сам и поинтересуюсь, как дела, не заболел ли ты? Может, помочь чем надо?


— ...и я говорю тебе, что не понимаю, о каком долге может идти речь, когда нет никакой расписки?


— Знаешь, ты сам будешь рад отдать мне эти деньги как можно скорее, потому что я тебя достану. Я буду тебе звонить, постоянно в гости наведываться. И потом, соседи у тебя есть? Есть коллеги, друзья. Все они узнают, что ты за человек.


— Если я уже решил тебя пробросить, понятно, что совести у меня нет.


— Для таких случаев у меня есть знакомый майор-федерал.


— Но все-таки — были случаи, когда не отдавали?

— Конечно, попадались негодяи. Но выплаченные проценты на тот момент вполне покрывали сумму долга.

 

 

В качестве иллюстраций использован кадр из фильма «Дюба-дюба» и «Инструмент для спасения душ» Писаря Сергия.


 

Комментарии 

 
#2 валерий 2012-02-20 02:12 да точно-люди всякие бывают и чесные и нет. вот мне нужна сумма а найти немагу нигде.банки отказывают. а токова челоека нет.побольше бы вас .
 
 
#1 sanja 2010-11-09 17:34 удобно очень, когда есть человек у которого на хороших условиях в любой момент можно занять нужную сумму. ;-) ведь всякое в жизни случается, а родичи не всегда могут помочь :oops:
 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?