Главная Журнал Власть Олимпиада в Сочи. Каждый россиянин заплатит 1000 долларов из своего кармана
Олимпиада в Сочи. Каждый россиянин заплатит 1000 долларов из своего кармана E-mail
29.07.2010 15:11

Жители Монреаля спустя 25 лет после Олимпийских игр 1976 года все еще оплачивают возникший при строительстве инфраструктуры дефицит в размере $1,2 млрд. Городским властям пришлось ввести налог на сигареты и пиво, чтобы хоть как-то залатать бюджетные дыры. За несколько лет, прошедших после Игр, рейтинг кредитоспособности Монреаля, по данным Standard & Poor’s (S&P), снизился на три ступени.  Окупит ли россия зимние игры в Сочи - или деньги на это мероприятие опять придется забирать у рядовых россиян?


Известие о том, что зимние Олимпийские игры-2014 отданы Сочи, другие надеющиеся (жители корейского Пхеньяна, собравшиеся перед городской мэрией) встретили сначала могильной тишиной, а потом плачем.

«Не бойся лишений, не бойся испытаний... храни мечту в сердце», — строки из официальной песни, сопровождавшей заявку Пекина на проведение Олимпийских игр-2008. И, правда, китайцы долго хранили мечту стать хозяевами олимпиады — с 1993 года, когда члены Международного олимпийского комитета (МОК), выбиравшие место для летних Игр 2000-го, предпочли Пекину Сидней.

Бурные эмоции сопровождали и выбор кандидатуры на проведение Евро-2012. Не выдержала накала страстей Хорватия, потребовавшая компенсацию от UEFA, узнав, что победу одержали Украина и Польша.

Ежегодно в мире происходят десятки первенств, но популярность Олимпийских игр ни с чем не сравнима. Они лидируют в пятерке спортивных состязаний с самыми высокими рейтингами телетрансляций. К примеру, матчи Мундиаля 2006 года смотрели 261 млн зрителей. Чуть меньше болельщиков следили за происходящим на Евро-2008 в Австрии и Швейцарии. Ну а численность аудитории летних Олимпийских игр в Пекине вообще трудно себе представить — 4,8 млрд. Неудивительно, что за возможность стать временными хозяевами ключевых турниров страны ведут ожесточенную борьбу.

Две стороны медали

«Тщательный анализ опыта других стран убеждает, что за проведение Олимпиады в Лондоне есть смысл побороться», — писал три года назад в своем письме в поддержку заявки британской столицы на проведение Олимпиады-2012 Тони Блэр. Вряд ли бывший премьер-министр Великобритании имел в виду печальный опыт Канады, а именно канадского Монреаля. Жители города спустя 20 лет после Олимпийских игр 1976 года все еще оплачивали возникший при строительстве инфраструктуры дефицит в размере $1,2 млрд. Городским властям пришлось ввести налог на сигареты, чтобы хоть как-то залатать бюджетные дыры. За несколько лет, прошедших после Игр, рейтинг кредитоспособности Монреаля, по данным Standard & Poor’s (S&P), снизился на три ступени. Покойному ныне мэру города Жану Драпо еще долго пеняли за его шутку перед началом подготовки к олимпиаде о том, что скорее мужчина забеременеет, чем Олимпиада принесет убытки.

в пекине закрыты заводы

Олимпийские игры за свою более чем вековую историю завоевали репутацию наиболее дорогостоящего международного зрелища. На  летние соревнования Пекин потратил, по разным оценкам, от $37 млрд до $50 млрд.

Сочи, готовящийся принять зимнюю Олимпиаду-2014, только из государственного бюджета уже получило не менее $15 млрд.

Впрочем, в своих заявках на право проведения игр страны обычно указывают значительно более скромные суммы, дабы у членов МОКа не закрались сомнения в способности профинансировать мероприятие. К примеру, изначальная смета Афин-2004 не превышала $3 млрд. За многие годы такой размер бюджета для национальных оргкомитетов стал своеобразным стандартом. Города-претенденты в финансовой части своих заявок стараются его не превышать, однако на практике тратят больше. От МОКа страна-хозяйка получает около $1 млрд на организацию мероприятия, остальные средства ищет самостоятельно. Дополнительные ресурсы МОК выделяет лишь при форс-мажорных обстоятельствах. К примеру, в случае с Грецией Комитету пришлось направить дополнительно $1,5 млрд на усовершенствование системы безопасности.

Основные объемы инвестиций, обеспечиваемые принимающей стороной, направляются на подготовку инфраструктуры города к приему туристов и спортсменов. Во многом именно от объема капитальных расходов зависит экономический эффект, который получит город от проведения игр. Афинам на сооружение спортивных объектов, Олимпийской деревни и улучшение транспортного сообщения потребовалось больше средств, нежели было предусмотрено сметой. В конечном итоге стоимость Игр увеличилась с $3 млрд до $9-12 млрд. Практически все затраты легли на госбюджет страны-хозяйки. Капитальные затраты на проведение Олимпиады в упомянутом выше Монреале превысили запланированные на 400%, что имело печальные последствия для города.

Олимпийские монеты
Олимпийские игры

У профессора экономики спорта Хольгера Прюсса из университета Майнца свой взгляд на устоявшееся в мире мнение о провальности Игр в Канаде. Профессор из Германии, заядлый фанат олимпиад, подтверждает, что, к примеру, Мюнхен, так же как Монреаль и Афины, после Игр столкнулся с большим дефицитом бюджета. «Но миллиард долларов дефицита, возникшего из-за строительства дорогостоящей инфраструктуры, покрыло правительство Германии вместе с Баварским земельным правительством, поэтому никто никогда и не догадывался о финансовых затруднениях города. Монреалю же пришлось латать брешь самостоятельно. Власти страны его не поддержали», — говорит Прюсс. Сами Игры в Канаде он считает доходными, ведь международный Оргкомитет заработал более $2 млрд. К тому же в Олимпиаде было задействовано рекордное число спонсоров — 268. «Почему мы должны записывать в счет Олимпиады построенный в Афинах аэропорт, которым и сто лет после Игр будут пользоваться?» — вопрошает профессор.

А вот коммерческий успех Игр в Лос-Анджелесе сомнений не вызывает. Город Ангелов первым показал пример удачного совмещения коммерции и спорта, заработав в 1984 году $220 млн. Секрет в том, что крупному и развитому американскому городу на берегу Тихого океана оказалось достаточно инвестиций из частного сектора.

Кому выгодно

Могут ли страны окупить все свои расходы к моменту окончания олимпиады? Афины, например, лишь на 20% покрыли свои затраты на проведение соревнований. «Обычно страны-организаторы еле сводят концы с концами. Они либо выходят в ноль, либо в минус», — утверждает член МОК  Валерий Борзов.

Доходы глобальных состязаний формируются из четырех основных источников: от продажи билетов, прав на трансляцию, лицензий (использование символики Олимпийских игр для сувенирной продукции) и спонсорства. Но только часть из них попадают в распоряжение страны-организатора. Самым важным финансовым источником Олимпийских игр вот уже 30 лет остается продажа прав на телетрансляцию. В 2006 году за возможность показывать соревнования теле- и радиовещатели заплатили более $600 млн, а в 2008-м — почти $900 млн.

Спонсоры — вторые «кормильцы» олимпиады. Серьезно за организацию спонсорства взялись в 1984 году на Играх в Лос-Анджелесе. Тогда компании, сотрудничавшие с МОК, впервые разделили на «официальных спонсоров», «официальных поставщиков» и «официальных обладателей лицензий». Чуть позднее появилась спонсорская программа «ТОП». Ее участником могут стать международные корпорации, оплачивающие $80-100 млн за 4 года сотрудничества с Олимпийским комитетом. TOП-спонсоры имеют право использовать символику Игр на этикетках своей продукции, а также привлекать спортсменов для рекламы своих товаров. Особо преданы олимпийскому движению такие мировые гиганты, как Coca-Cola, Kodak, Panasonic, McDonalds, Visa.

Половину средств, получаемых от программы «ТОП», направляют в оргкомитеты олимпиад, остальную часть прибыли съедают Национальные олимпийские комитеты (их более 200), международные федерации и МОК. Так же распределяются деньги, поступившие от продажи прав на телетрансляцию.

Кроме того, оргкомитету поступают средства от спонсорских программ, лицензий, прав на телетрансляции, реализованных на внутреннем рынке. Выручка от продажи билетов тоже почти полностью достается организаторам. МОК забирает только 5% на развитие олимпийского движения. Объемы продаж билетов зависят в первую очередь от численности населения страны-хозяина (5-30% билетов отдают бесплатно спонсорам и VIP-персонам). К примеру, Афины продали 3,6 млн билетов, а Атланта — 8,3 млн. Уже 12 лет никто не может побить этот рекорд. Согласно итоговому отчету летних Игр-2004, прибыль Афинского оргкомитета от билетной программы составила чуть более $200 млн, тогда как Атланта продала билетов на $425 млн.

Отложенный эффект

Аналитики настоятельно рекомендуют не считать олимпийские деньги, едва отойдя от кассы. Ведь экономический импульс, который придают Игры стране-организатору, гораздо важнее прямой прибыли. Даже раскритикованного мэра Монреаля все равно благодарят за то, что он привез ХХI Олимпийские игры в сердце Квебека. Ведь теперь Монреаль — одна из мировых спортивных столиц, где ежегодно проходят теннисные и хоккейные турниры, гонки Формулы-1, шахматные баталии и бейсбольные чемпионаты.

Впрочем, ожидать резкого роста туристов в города, еще вчера принимавшие Олимпийские игры, не стоит. По данным S&P, число туристов, прибывших в Сидней через два года после олимпиады, вопреки ожиданиям, сократилось на 25%. Спустя год после проведения в Греции летних состязаний поток туристов в страну уменьшился на 10%.

Увеличить возможную косвенную прибыль от Олимпиады возможно. В S&P рекомендуют составить план создания олимпийской инфраструктуры, которая бы «встраивалась» в стратегию обновления и развития городской экономики. Ситуация с Афинами-2004 ясно дает понять, что без такого плана потери неизбежны. Греки долго не могли понять, как использовать почти три десятка построенных «под Олимпиаду» объектов. Их, к примеру, можно было бы демонтировать или сдавать в аренду, как это сделали в Атланте. Но объекты в Афинах были построены не временно, а на века — даже площадки для таких непопулярных в Греции видов спорта, как бейсбол и хоккей на траве. Так что теперь эти стадионы и использовать некому, и содержать дорого ($160 млн в год). Игры в Сиднее признаны экспертами успешными почти во всех отношениях. Между тем ежегодные потери, вызванные «недоиспользованием» олимпийских сооружений, составляют $34 млн в год.

Считается, что максимально использовала возможности, данные олимпиадой, Барселона. Игры 1992 года стали серьезным испытанием для бюджета испанского мегаполиса. Тем не менее город строил только необходимые объекты и так грамотно пиарил себя, что уже 16 лет Барселона считается одним из самых модных в Европе мест проведения отпусков и конференций.

Олимпийские игры

А что же Лондон, получивший право на проведение XXX Олимпийский игр в 2012 году? Зачем ему — преуспевающему и не нуждающемуся в рекламе — «олимпийское экономическое чудо»? О какой награде говорил экс-премьер Великобритании Тони Блэр? Ответы на эти вопросы знает профессор Прюсс.

«Имидж — вот причина. Может быть, с имиджем у Лондона и все в порядке, но это такая вещь, которую нужно периодически поддерживать. То, что Лондон уже 2 тыс. лет остается Лондоном, ситуации не меняет. Если упускать такие чудесные возможности себя прорекламировать, как Олимпийские игры, то через двадцать лет турист предпочтет Лондону, например, Курск», — рассуждает  Хольгер Прюсс.

Для организаторов Олимпийских игр и его партнеров Лондон привлекателен по вполне понятным причинам: известный, туристически привлекательный и развитый мегаполис. Чем больше население города-устроителя и страны-устроителя, тем лучше и для рекламодателей, и для получателя доходов от продажи билетов.

В случае с Пекином президент МОК Жак Рогг даже не скрывал, что главным критерием, которым руководствовались члены оценочной комиссии при выборе кандидата на проведение Игр-2008, были именно его размеры. «Пекин дал то, чего не смог дать ни один другой претендент, — более миллиарда покупателей билетов», — прокомментировал победу китайской столицы в 2000 году г-н Рогг.

 


Цена престижа

 

Для сравнения: в России золотые медалисты Пекина получали по EUR100 тыс. Китайским спортсмена за золото выплачивали эквивалент в $1 млн в местных деньгах. Все это счастье оплачивалось из денег налогоплательщиков.

 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?