Для того, чтобы установить в Москве нестационарные объекты торговли, а именно к ним относятся лотки, киоски, палатки, павильоны, быстровозводимые торговые комплексы, необходимо знать четкий порядок прохождения этой непростой процедуры.
Прежде всего вы должны посетить торговый отдел управы, на территории которой желаете иметь свою торговую точку, захватив с собой письменное обращение на имя главы управы с просьбой установить такой объект. С обращениями такого рода в управе желательно появляться не позднее января каждого текущего года, поскольку уже к марту префектуры административных округов на заседаниях своих координационных комиссий формируют и утверждают ежегодные планы дислокации мелкорозничной торговой сети. Для этого из каждой управы поступают официальные сведения о необходимости появления той или иной торговой точки. Критерием необходимости являются пожелания и запросы населения в местные органы власти (бывали случаи, что при необходимости подобные обращения с помощью населения и общественных организаций “организовывали” сами хитроумные предприниматели), и, разумеется, решение руководства управы, с учетом уже сложившейся инфраструктуры и потребностей данной территории.
Если свободных мест, равно как и необходимости в установке дополнительных объектов мелкой розницы нет, то управа обязана дать официальный ответ на письменное обращение предпринимателей с изложением причин отказа.
В случае, если фирма получает “добро” на право торговли товарами определенного ассортиментного перечня или приоритетными товарами,
наступает следующий этап.
Для сведения. Ассортимент продукции, допускаемой к реализации с нестационарных объектов, как правило, строго выдерживается: это мороженое и замороженные фрукты и овощи, прохладительные напитки, плодоовощная и хлебобулочная продукция, кондитерские изделия в упаковке, кроме кремовых, выпечка, цветы, периодическая печать, сувениры, канцелярские товары. Среди приоритетных товаров - мороженое, мясопродукция, периодика.
Вы направляетесь в архитектурно-планировочное управление, которое дает свое заключение о “привязке” торговой точки к конкретной местности”. Если заключение АПУ положительное, начинается разработка градостроительного задания на установку объекта.
При этом вам вручают так называемый “бегунок” согласований. Часть “согласительной” документации - с СЭС, Госпожнадзором и Москомприродой получает само АПУ. В случае необходимости подключается отдел подземных сооружений, и тогда нужно получать согласования в организациях - Мостеплосеть, Мосгаз, Мосэнерго, Мосводоканал. Разумеется, оплата всех согласований по установленным тарифам ложится на плечи предпринимателей: сотрудники АПУ только направляют в эти инстанции документы. Как правило, процедура с участием АПУ занимает около трех месяцев. Если хотите сократить это время, согласовывайте документы самостоятельно. При этом не забудьте заскочить в ГРЭП, чтобы иметь на руках договор на уборку будущей территории возле вашей торговой точки, а также договор о снабжении ее электроэнергией, теплом и водой. В придачу к этим договорам ГРЭП вам вручит платежные поручения о предварительной оплате.
Кроме того, вы обязательно должны получить лицензию на право осуществления торговой деятельности лицензируемыми видами товаров, справку из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей по штрафным санкциям и зарегистрированных кассовых аппаратах,
согласовать ассортиментный перечень товаров с районной управой и Госсанэпиднадзором.
Затем наступает время приобретения Городского торгового патента в районной управе. После этого, захватив с собой все остальные “согласительные” документы, вы идете за разрешением на право торговли (бланком торгового сбора) в Управление комплекса потребительского рынка префектуры. Единственная отдушина во всей этой процедуре: при оплате торгового сбора вы имеете возможность приобрести всего за 150 рублей необходимые для грядущих инспекторских проверок бланки, как то: ценники, контрольные журналы, книги отзывов и предложений, правила торговли или общественного питания, режим работы предприятий, карточки продавца.
Платежное поручение об оплате торгового сбора действует от 1 до 3 месяцев. Прейскурант цен на взимание торгового сбора варьируется в зависимости от площади торговой точки, места ее расположения и вида деятельности. Так, например, максимальная сумма торгового сбора за палатку 6 кв. м. на территории ЦАО составляет от 1,4 тыс. до 4 тыс. рублей в месяц. Оплата павильонов у метро ”Арбатская” - 83,5 рублей за каждый квадратный метр торговой площади, лотков "Мороженое", опять же у метро - 750 рублей, а с аналогичного лотка с прохладительными напитками требуется - 1002 рубля.
Для сведения. За лоток с мороженым на счет управы "Очаково-Матвеевское" в Западном округе столицы предприниматели платят торговый сбор 900 рублей в месяц, за лоток с промтоварами - 1800 рублей, с прохладительными напитками - 3300 рублей. В управе "Войковская" в Северной префектуре места для палаток выставляются на конкурс. Что касается лотков, средний торговый сбор с лотка в месяц равен приблизительно тысяче рублей.
Для некоторых категорий предпринимателей существуют льготы (например, для участников афганской войны, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС) - действует понижающий коэффициент - 0,5.
Что касается Центрального округа, по словам ответственных сотрудников префектуры ЦАО, территория округа в настоящее время перенасыщена объектами мелкой розницы. Поэтому на летний период 2000 года разрешения на установку новых объектов выдаваться не будут.
Правда, шанс заполучить торговое место все же существует. В случае, если происходит смена арендаторов. Как правило, в весенне-летнюю кампанию с насиженных торговых точек в ЦАО съезжает до 15- 20 процентов коммерсантов по причинам банкротства, нарушений правил торговли. Новая организация, претендующая на освобожденное место, переоформляет разрешительные документы на свое имя и приступает к работе. Чтобы вовремя заполучить информацию об освободившихся торговых точках, знающие коммерсанты советуют нарабатывать соответствующие связи в торговом и чиновничьем мире.
КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ К ВНЕШНЕМУ ВИДУ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВЛИ?
В архитектурно-планировочном управлении Центрального административного округа нам ответили, что на территории округа, к примеру, не разрешена установка киосков по типовым проектам, только по индивидуальным, за исключением типовых киосков по продаже мороженого, табака и периодики.
Проект киоска разрабатывают проектные организации, сегодня их в Москве десятки, а согласование внешнего вида киосков осуществляет Управление комплексного благоустройства ГлавАПУ г. Москвы.
Средняя цена проекта индивидуального киоска -20-25 долларов за кв.м., что приближается к стоимости проектирования 1 кв. м. коттеджа в Подмосковье.
По словам начальника Управления Виктора Пасенко, жесткая позиция к внешнему виду нестационарных объектов торговли сегодня присуща не только администрации Центрального округа. Это общегородская политика. Власти не могут мириться с тем, что столичные улицы заполнены однообразными безликими, похожими друг на друга торговыми объектами. Как правило, сегодня в киосках разрешается торговля только социально значимыми товарами и предметами первой необходимости. Ряд отечественных предприятий, входящих в Ассоциацию “Московское мороженое”, имеют свои фирменные киоски. Их внешний вид согласован с Управлением комплексного благоустройства.
Основное требование к остальным киоскам - гармоничное соотношение с окружающей застройкой.
ГДЕ МОЖНО ЗАКАЗАТЬ ТИПОВЫЕ КИОСКИ?
В г. Видное, в объединении “Мосметаллоконструкция”. Это предприятие выпускает три вида типовых киосков: для продажи мороженого, табачных изделий, печатной продукции. Цена киоска - 108 тысяч рублей.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ОТКАЗА В РАЗМЕЩЕНИИ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВЛИ?
Основанием для отказа в установке торговых точек в Центральном округе столицы может послужить несогласование документов со службами АПУ, МВД, ФСБ, а также официальный отказ соответствующих комиссий управы и префектуры. В этом случае следует поискать другое подходящее место. И ни в коем случае не пытаться напролом отстаивать свои интересы. Бывалые люди рассказали нам совсем свежую историю.
Известная фирма открыла в центре Москвы рядом с Красной площадью палатку-шатер для летнего кафе. Разумеется, получив все разрешения , согласования и оплатив все торговые сборы. Спустя некоторое время развевающийся на ветру шатер случайно заметил проезжавший мимо высокий начальник. Шатер, как “объект не вписывающийся в исторический ландшафт”, приказано было немедленно убрать. Невзирая ни на какие согласования и разрешительные документы. Владельцы шатра заупрямились. В течение долгих трех дней шла его осада.
В итоге предприниматели сдались, шатер убрали.
- Вы понимаете, что сейчас сделали? - сказал владельцам шатра один из чиновников, - вы себя в Москве похоронили. Если об этом скандале узнают мои коллеги, никто и никогда в городе не даст вам больше разрешения на торговлю...”