Главная былое В 2009 году украинская индустрия рекламы по сравнению с 2008-м потеряет около 35% в гривне
В 2009 году украинская индустрия рекламы по сравнению с 2008-м потеряет около 35% в гривне
23.06.2009 18:37

В текущем году украинская индустрия рекламы по сравнению с 2008-м потеряет около 35% в гривне. Впрочем, предпосылки для позитивного сценария развития событий есть. Так, после подорожания телерекламы вырастут цены в печатных СМИ и у операторов наружной рекламы. Рост стоимости эфирного времени на ТВ при любом варианте развития событий сыграет на руку всему остальному рекламному рынку.

Ирина ПЕРЕВОЗЧЕНКО, КОНТРАКТЫ

Пустые билборды, почти полное отсутствие рекламы на ТВ и в журналах — так встретил новый, 2009-й год рекламный рынок Украины. Комментируя резкое сокращение бюджетов и отказ рекламодателей от «длинного» планирования, многие эксперты в начале года прогнозировали падение оборота рекламного рынка более чем вдвое. К счастью, действительность оказалась не такой мрачной.

По последнему прогнозу Всеукраинской рекламной коалиции (ВРК), составленному в апреле 2009-го, в текущем году украинская индустрия рекламы по сравнению с 2008-м потеряет около 35% в гривне. Впрочем, аналитики ВРК не исключают последующей коррекции своего прогноза, в том числе и в сторону увеличения.

реклама
Нажмите, чтобы увеличить

Определенные предпосылки для позитивного сценария развития событий есть. К началу лета в рекламной индустрии наметилось оживление. Драйвером роста, как ранее и драйвером падения, выступает телевидение — наиболее емкий сегмент рекламного рынка. Так, по данным исследования компании «Сфера-ТВ», объем рекламы на всех украинских телеканалах за пять месяцев 2009-го упал на 23% год к году (если считать в GRP — условных единицах измерения рекламы). Однако если в первую неделю января падение составило 66%, то к маю разрыв с прошлогодними показателями сократился всего до 4%.

Динамика рекламных затрат на ТВ, в печатных СМИ и в сфере наружной рекламы в 2008–2009 гг., %*
реклама
Нажмите, чтобы увеличить

* За 100% взяты рекламные затраты соответствующего периода 2008 г.; затраты топ-20 и топ-10 рассчитывались исходя из прайсовой стоимости рекламы. Данные, номинированные в USD, переводились в национальную валюту по курсу 5,05 UAH/USD для периода с 1 января по 1 мая 2008 г. и по курсу 7,7 UAH/USD для периода с 1 января по 1 мая 2009 г.
** Данные по итогам 2008 г. и прогноз на 2009 г. приведены без учета налогов
По данным GfK Ukraine, компаний «Мониторинг СМИ Украины», «Украинский Медиа Монитор» (UMM) и Всеукраинской рекламной коалиции

Об улучшении дел свидетельствуют и данные Gfk Ukraine о наполняемости рекламных блоков. Так, с 11 по 17 мая 2009-го показатель sold-out (процент проданного рекламного времени на ТВ) для каналов группы «Интер» составил от 40,2% — у Еnter до 99,9% — у K1. Даже у дорогого Интера sold-out был на уровне 69,6%. У «1+1» рекламные блоки были заполнены на 88,1%. Аналогичную картину демонстрировали и каналы «четверки Пинчука» — у ICTV, M1, «Нового» и СТБ в этот период было распродано от 84,3% до 98,4% рекламного эфира.

Впрочем, особо мажорного настроения по поводу продаж рекламы у руководства телеканалов нет. Дело в том, что высокие показатели наполняемости — следствие небывалого в истории украинской телерекламы снижения цен. Так, в начале 2009-го, после демарша крупных рекламодателей, требовавших снижения цен, многие телеканалы зафиксировали курс на уровне 5,05 UAН/USD, снизили номинированную в долларах стоимость эфирного времени и увеличили почти до 70% базовые скидки. В итоге в долларах США телереклама подешевела на 40–60% в зависимости от канала. Правда, по данным GfК Ukraine, к июню стоимость GBP в гривне, несмотря на все скидки и бонусы, выросла по сравнению с июнем 2008-го практически у всех телеканалов. Хотя этот рост и не был сопоставим со скачком курса гривни с 5,05 UAН/USD до 7,7 UAН/USD.

Кризису вопреки
реклама
Нажмите, чтобы увеличить

Неудивительно, что к лету 2009-го телевизионщики заговорили о повышении рекламных расценок. В конце мая о подорожании телерекламы — с 1 июня — официально заявил директор сейлз-хауса «Интер-реклама» Олег Павленко. Аналогичные шаги обсуждаются руководством других телеканалов. Пока не известно, как именно будут повышать расценки телевизионщики. Вариант «максимум» — переход с фиксированного курса 5,05 UAH/USD к курсу Нацбанка, то есть единовременное повышение стоимости рекламы почти на 50%. В этом случае не исключено «перетекание» рекламодателей с ТВ в сферу наружной рекламы и печатные СМИ. Более мягкие варианты — уменьшение базовых скидок (сегодня они доходят до 50%) и возврат или повышение разнообразных наценок (за фиксированное место ролика в блоке и т. п.) — к оттоку рекламодателей, скорее всего, не приведут.

реклама
Опять рекламная пауза!

Рост стоимости эфирного времени на ТВ при любом варианте развития событий сыграет на руку всему остальному рекламному рынку. Если в январе–феврале 2009-го печатные СМИ и операторы наружной рекламы вслед за телеканалами понизили расценки на 30–50%, теперь маятник ценообразования в сфере печатной и наружной рекламы качнется в противоположную сторону.

В этом случае апрельский прогноз ВРК о падении в текущем году гривневого оборота рекламной индустрии на 35% может оказаться даже излишне пессимистичным.

реклама

 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?