Главная былое Газовый канкан. Почему украинская ГТС еще долго будет главным маршрутом Газпрома в Европу
Газовый канкан. Почему украинская ГТС еще долго будет главным маршрутом Газпрома в Европу
05.02.2009 12:33

Москва и не думала договариваться с нами по европейским правилам. Она собиралась зафиксировать некую цену на год, а не на квартал, и в результате уже через несколько месяцев мы бы переплачивали за газ! В Москве собирались содрать с Украины деньги, которые не удастся (в условиях дешевеющей нефти) получить с Европы.

Виталий ПОРТНИКОВ, КОНТРАКТЫ

Итак, они договорились. Договорились торжественно, как на балу. Российские журналисты все еще впечатлены маленьким черным платьем украинского премьер-министра с длинной молнией, ее торжественной и одновременно завлекающей походкой, сменой костюма в понедельник. Непримиримый Владимир Путин, накануне проведший переговоры с другой непростой женщиной  Ангелой Меркель и нелегкую ночь в обществе атаковавших его главных редакторов немецких газет, во время ночных переговоров с Тимошенко был куда благожелательнее. Тем более что события развивались по как бы уже раз и навсегда согласованному сценарию новых российско-украинских отношений в энергетической сфере, предопределенных меморандумом премьеров. Но это только на первый взгляд.

Да, они, конечно же, обо всем договорились: и о плавном переходе на рыночные цены, и о том, что получать прибыль от поставок в 2009 году будут контролируемые ими компании — Газпром и Нафтогаз. Но это была не договоренность государственных деятелей, а договоренность игроков. Не танго, как мы думали, а бешеный канкан бывалого питерского парня и смелой днепропетровской примадонны. Конечно, Юлия Тимошенко хорошо знала, что ей выгоднее поскорее договориться с Москвой и перевести стрелки доходов на Нафтогаз. Но она, во-первых, всерьез опасалась, что ТАК ей не даст договориться Виктор Ющенко, а во-вторых, уж очень не хотелось платить деньги Дмитрию Фирташу. Ну просто душа не лежала… И Юлия Тимошенко не спешила столько, сколько это было возможно, и даже дольше.

Владимир Путин видел все эти маневры и молчал до последнего. Он резонно рассудил, что когда Украина окажется в долгах как в шелках и накануне нового года ей начнут, как обычно, отключать газ, делегация Нафтогаза согласится на все российские условия, да еще и благодарить будет за любую скидку. Тем, кто не понимает, чем эти условия отличаются от достигнутых сейчас договоренностей, можно объяснить простую вещь: Москва и не думала договариваться с нами по европейским правилам. Она собиралась зафиксировать некую цену на год, а не на квартал, и в результате уже через несколько месяцев мы бы переплачивали за газ! В Белом доме и небоскребе на Наметкина просто собирались содрать с Украины деньги, которые не удастся (в условиях дешевеющей нефти) получить с Европы — вот и весь разговор.

А потом был украинский реверс — то, чего в Газпроме не ожидали, и то, что стало сюрпризом даже для специалистов по энергетике. Когда об этом эксперименте (другого слова не подберешь) с негодованием отзывается такой блестящий профессионал в газовой сфере, как Виктор Черномырдин, то это становится еще одним подтверждением новаторства украинских газовиков — ни в советское, ни в постсоветское время реверс был просто не нужен. Черномырдину (или его наследнику во главе газовой империи — Рему Вяхиреву) и в голову не приходило, что так вообще возможно. Алексею Миллеру тоже не пришло. И то, что украинская делегация не появится под бой курантов в кабинете главы правления Газпрома с повинной головой, стало причиной нескрываемого бешенства и ряда серии ошибок Владимира Путина и его подчиненных. Путину было важно не просто выбить с рынка РосУкрЭнерго, а сделать это на своих условиях. В результате же интернационализации конфликта с Украиной пришлось договариваться на европейских условиях.

Юлия Тимошенко и Олег Дубина рискнули и выиграли у крутых питерских парней, которых всегда подводило отсутствие элементарного профессионализма и фантазии.

В результате мы имеем договор на 10 лет с ежеквартальным определением цены на газ (в I квартале 2009-го — $360 за тыс. куб. м). Это означает, что в условиях снижающихся цен на нефть мы будем платить России все меньше и меньше, притом что и газа нам нужно будет все меньше и меньше. А когда начнут подниматься цены на нефть, начнет не просто подниматься, но и переформатируется украинская экономика — места для беззаботно сжигающих топливо предприятий в ней больше не будет. Но важно и другое: стремясь доказать украинцам, что играть можно только по их правилам, россияне явно перегнули палку и посеяли семена недоверия к Газпрому, которые дадут всходы уже в ближайшем будущем. Это означает, что на альтернативных маршрутах распределения газа можно поставить крест — и из-за экономического кризиса, и из-за элементарного страха. Поэтому украинская газотранспортная система еще долгие годы будет главным маршрутом Газпрома в Европу. И если Россия хочет поставлять газ, ей стоит танцевать вместе с Украиной — пусть даже и изнурительный газовый канкан.

Видео. Путин обвинил президента Буша в газовых проблемах с Украиной



 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?