Главная былое Берегись автомобиля. Выгоднее иметь дело с официальным дилером или с «серым»?
Берегись автомобиля. Выгоднее иметь дело с официальным дилером или с «серым»?
25.05.2008 17:21

Когда сравниваешь цены на авто в салонах официальных и «серых» дилеров, возникает риторический вопрос: «Зачем платить больше?». Но давай уберем эмоции в сторону и с калькулятором наперевес разберемся, за что мы платим официальному дилеру, а за что — «серому».

 

Кирилл Нагорный, Контракты

Камни преткновения

В любой стране есть автолюбители, желающие видеть у себя в гараже машину, не такую как «у соседа» или раньше, чем у него. Так, на улицах наших городов сейчас нередко можно встретить Acura и SAAB, которые не продаются официально в Украине. Постепенно ситуация меняется, и все меньше остается «полулегальных» автомобильных брендов. Однако, не смотря на это, противостояние «серых» и «официалов» только обостряется. И причина тому — цена. В «серых» салонах автомобили, как правило, дешевле, чем в официальной сети, либо дороже, но в гораздо более богатых комплектациях. Почему? Основных факторов несколько. Во-первых, «серые» дилеры зачастую не тратят деньги на дорогостоящие салоны и СТО, а продают машины с открытых площадок. «Официалы» вынуждены тратиться на салоны, соответствующие корпоративным стандартам, дорогое фирменное оборудование для СТО, обучение персонала, развитие дилерской сети. Во-вторых, «серые», в лучшем случае, балансируют на грани соблюдения закона при таможенной очистке ввозимых авто.

Откуда дровишки?

По большому счету, любой автолюбитель прекрасно знает, что автомобили, зачастую выпускающиеся на одних и тех же заводах, имеют различную комплектацию для разных рынков. Те машины, которые поступают в Украину по официальным каналам, сделаны с учетом многочисленных факторов, характерных именно для нашего региона: особенностей погодных условий, качества топлива, продающегося на АЗС, степени «убогости» наших дорог. Даже эксплуатационные жидкости (масло, антифриз), залитые в авто, подобраны с учетом наших погодных условий. Кроме того, в машинах с дизельными силовыми агрегатами, поступающими на наш рынок по официальным каналам, например, Mercedes-benz, вы никогда не найдете сажевых фильтров, а бензиновые моторы обладают спецификацией Евро 4. Все это — итог длительных заводских испытаний, по результатам которых и формируется список опций, необходимых именно для нашего рынка.

Другое дело, «серый» импорт. Не будем рассматривать крайний случай, когда в шоу-руме такого дилера стоят машины с пробегом, возможно даже побывавшие в ДТП, купленные на аукционах страховых компаний и восстановленные уже в Украине или в Польше. Возьмем  новые авто. Прежде всего, в таком салоне вы вряд ли найдете машину, собранную для европейского региона. Как рассказал представитель одного из «серых» дилеров, занимающегося японскими премиум-брендами, курс евро — главное препятствие на пути ввоза авто из Европы. Хотя комплектации там практически идентичны украинским. Основные каналы «серого» импорта ведут на Ближний Восток и в США, где весьма демократичные цены позволяют «серым» дилерам поддерживать маржу, не смотря на стоимость доставки автомобиля.

В чем разница?

Все машины, поступающие с различных рынков, существенно отличаются. Например, для «арабов» характерны богатые комплектации, приборы в метрической системе, DVD читает наши форматы, TV принимает наш сигнал, но GPS-система не «видит» украинские карты, иногда отсутствуют и подогрев сидений. А радиатор печки настолько мал, что не способен прогреть салон в холодную пору. Также уплотнители сделаны для теплого климата и плохо выполняют свои функции в условиях климата Украины. Кстати, одной из проблем в «арабе» можетстать охлаждающая жидкость, нопрактически все «серые» дилеры ее сразуменяют.

Кроме того, арабские версии дороже американских, комплектации которых гораздо проще. Однако за счет относительной дешевизны импорт с американского рынка более выгоден. В таком варианте можно провести замену красных задних фонарей на разрешенные в Украине красно-бело-желтые, перепрограммирование магнитолы и DVD, а также другой электроники, чтобы бортовые дисплеи  отображали  данные  в метрической системе. Кроме того, GPS-система для этого рынка сделана на основе DVD, поэтому может «читать» карты Украины, поставляемые на таких носителях. Но это все мелочи по сравнению с экологическим требованием в разных странах. Так, бензиновые версии для рынков США вполне сносно переваривают наше топливо. А вот дизельные — наоборот. Проблема, например, с Mercedes-Benz, импортируемыми из США, — в уже упомянутом сажевом фильтре. Дело в том, что этот агрегат устроен таким образом, что по мере загрязнения совершает самоочистку путем пережигания накопившейся сажи. Обычно это происходит через каждые 10-15 тыс. км пробега. Использование нашего топлива приводит к тому, что данный процесс начинает повторяться на порядок чаще. В результате фильтр полностью выходит из строя уже через 3-5 тыс. км пробега. А стоит этот узел не одну тысячу долларов. Но главное, что многие «серые» дилеры просто не информируют о такой возможности развития событий своих покупателей. И те в последствии осаждают официальный сервис с требованием заменить узел по мировой гарантии. Такая ситуация привела к тому, что Генеральное представительство Daimler AG в Украине — компания «Автокапитал» была вынуждена согласовать с немецким концерном беспрецедентную акцию и отказывать в гарантийном обслуживании автомобилям, приобретенным через «серых» дилеров.

Кроме того, «серые» дилеры далеко не всегда проводят предпродажную подготовку и предоставляют качественный сервис, за глаза аргументируя это тем, мол, если сэкономили $15 — 20 тыс., значит, тратьте эти деньги на официальных СТО. Естественно, вопросы гарантии здесь не рассматриваются в принципе. На наш вопрос на ряде «серых» площадок о гарантиях, следовании букве Закона о защите прав потребителей большинство менеджеров лишь криво ухмылялись, а некоторые честно признавали, что решение этой проблемы лежит в плоскости личных отношений покупателя и владельца салона. Кроме того, даже те дилеры, которые имеют в своем распоряжении СТО, не могут располагать новейшим оборудованием и специнструментом для обслуживания и ремонта последних моделей премиум-автомобилей. Ведь  многие  современные премиум-авто обладают возможностью  подключения в онлайн режиме к централизованной базе знаний материнского концерна, а оборудование и программное обеспечение для этого доступны только официальным дилерам.

Еще одно преимущество «официального» авто над «серым» — это бесплатный сервис в случае отзывных компаний и программы поддержки на дорогах Road Assistance, покрывающие, по меньшей мере, Украину, а во многих случаях — и всю Европу.

Юридический аспект

До недавнего времени «серые» дилеры использовали такой алгоритм занижения таможенной стоимости ввозимых автомобилей.

1. Автомобиль покупается частным лицом или фирмой у дилера в США или ОАЭ по цене, которая уже позволяет «накрутить» немалую маржу, ведь эти рынки — приоритетные для всего мирового автопрома, и машины там специально продаются конечным покупателям с минимальными надбавками.

2. В порту отправления с машины снимают фары, бамперы, сиденья.

3. По прибытии в Украину автомобиль помещается на таможенно-лицензионный склад порта.

4. Таможенному органу подается грузовая таможенная декларация, в которой в графе 31 значится: «На автомобиле отсутствуют: бампер передний в сборе, бампер задний, фара передняя левая, фонарь задний левый». Поскольку в машине отсутствует столько деталей, указывается, что это ТС дешевле готового в 3 — 4 раза.

5. Так как информации о ценах на разукомплектованные автомобили, а также на снятые с машины детали у таможенников нет, они оформляют машину по цене, указанной в декларации. Если таможенник отказывается оформлять машину по такой цене и без сертификата соответствия автомобиля, предприниматель обращается в суд, который обязывает работника таможни произвести оформление.

6. Уплатив налоги на автомобиль, импортер вывозит его с таможенного склада, после чего к нему прикручивают недостающие детали именно с этой машины. Запчасти приходят отдельным грузом.

7. Собранный автомобиль отправляется на площадку «серого» дилера, где и продается.

Однако сейчас силами ВААИД (Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров), объединяющей в своих рядах официальных представителей мировых автопроизводителей, такая схема уже не работает. Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко предостерегает клиентов «серых» площадок: «Если в салоне новый автомобиль продается не по декларации, а уже имеет  украинский техпаспорт, то велика вероятность, что это проблемное авто, чье прошлое хотят скрыть. При покупке машины всегда смотрите таможенную декларацию, особенно обращайте внимание на графу 31: если там указано, что автомобиль недоукомплектован, частично разобран — лучше воздержаться от такой покупки».


Нажмите, чтобы увеличить

Еще одна лазейка в законодательстве, позволяющая завезти некомплектное авто, выглядит так: владелец слегка разобранного товара может предъявить таможне вместо сертификата соответствия договор, заключенный с органом сертификации о проведении этой процедуры. Именно так поступали дельцы, растамаживающие некомплектные автомобили. ВААИД уже выступило с законодательной инициативой прикрыть и эту лазейку. Однако представители «серых» дилеров не унывают. По их мнению, вступление в силу новых правил растаможки сделает бизнес менее прибыльным, но он все равно останется выгодным. Активно лоббируемое ВААИД в Верховной раде лицензирование и патентование торговли автомобилями наталкивается на мощное противодействие групп депутатов, отстаивающих  интересы «серых» дилеров.

В этой ситуации официальным  импортерам приходится применять рыночные методы борьбы с «серым» импортом. Так, официальный импортер Mercedes-Benz — Генеральное представительство Daimler AG компания «Автокапитал» — сумел договориться с производителем о значительном снижении отпускных цен на Mercedes-Benz, экспортируемых в Украину.   И теперь, например, «официальный» ML350 стоит от $97 тыс., в то время, как у «серых» схожая комплектация стартует с $90. Но не стоит забывать, что на автомобили, купленные в официальной дилерской сети, распространяется гарантия, они  адаптированы к условиям эксплуатации в нашей стране и в случае отзывных кампаний будут бесплатно усовершенствованны.

Единственный козырь «серых» — это возможность привезти авто, которого действительно нет в официальной дилерской сети. Это, конечно, повысит твой имидж в глазах соседа, но только не у сотрудников СТО, не готовых грамотно обслужить и отремонтировать такую машину. Даже за те несколько тысяч, которые ты сэкономил при покупке.


Опытным путем

Корреспондент Личного счета решил купить  Merсеdes-Benz ML по приемлемой цене у одного из «серых» дилеров. Вот какой состоялся разговор с менеджером салона.

— С какого рынка импортирован этот черный ML?, — деловито спрашиваю у парня лет 25 лет.

— Из США, — сходу отвечает менеджер.

— GL тоже оттуда?

— Да. У нас все «мерсы» из США.

— А «арабы» есть? Мы слышали, что у них богаче комплектация, — пытаюсь узнать о других путях поставок «серых» машин.

— Нет, «арабов» нет. Насчет комплектаций не знаю, но мы возим только самые дорогие, — не без гордости заявил менеджер.

— Заметно…

— А что вы хотели? Доллар падает, Штатам это очень выгодно. У них сейчас там весь мир все выгребает. Штатовские комплектации ничем не хуже арабских и европейских — есть кожа, ксенон, все пресейфы и эйрбеги, где только можно. Мультимедийные системы — просто космос, — нахваливает менеджер.

— А почему видеокамеры заднего вида нет? — плавно перехожу в атаку.

— У нас есть машина с видеокамерой на другой площадке, но она дороже. Будете брать, пригоним, — бодренько парирует менеджер.

— А в эту доставить?

— Не рекомендую. Наши механики за это не возьмутся. Да и тюнеры вряд ли.

— Почему?

— «Европейцы» вообще очень сложные с точки зрения ремонта бортовой электроники машины. Что-то доставлять — себе дороже. Можно так напортачить с этими мультишинами, что потом и «официалы» не разгребутся. У нас уже были прецеденты... Вон, кстати, наш начальник сервиса побежал. Спросите у него.

Подхожу с сервисмену.

— Можно ли рассчитывать на гарантию, если что-то сломается или попаду в ДТП на этом «мерсе»?  — сходу выпаливаю я.

— ДТП — не проблема. Кузовщину за пару-тройку дней поменяем, покраска у нас просто отличная, ходовую тоже сделаем. Кстати, на ТО с заменой масла и фильтров можете тоже к нам приезжать, — почти убедил начальник.

— А что-то серьезней? Мотор, электронику, — не унимаюсь я.

— Нет, это на Столичку или на Туполева. На гарантию не рассчитывайте, с нового года они не делают гарантийный ремонт наших машин, — разочаровано разводит руками начальник сервиса.

— А что же делать?

— Ну, что-то придумаем, но все равно за деньги, — как-то неубедительно сказал он.

— Что-то вы не слишком доверяете своим MB?

— А вы лучше посмотрите этот Lexus. Стоит примерно столько же, комплектация похожая, а уж его отремонтировать мы сможем. Да и не ломаются японцы почти, — попытался сменить тему разговора начальник сервиса.

— Да уж я вижу, что у вас в основном «японцы» стоят…

— А что тут удивительного? «Мерсы» и Audi — у нас  побочный продукт. ML хорошо берут, вот и возим. Но обслуживать… Вряд ли вы найдете неофициального дилера, обеспечивающего полноценное обслуживание этих машин. Строить такую станцию — финансовое самоубийство. И где гарантия, что у нас будет свежее ПО и специнструмент? Там же столько мест, куда без спецсъемника и не подлезешь. В общем, я побежал и советую посмотреть этот Lexus — комплектация «президент», все навороты. Супер! Берите, не пожалеете.


РЕСПОНДЕНТ

Виктор Степаненко,
генеральный директор ОАО «АвтоКапитал», Генерального представительства Daimler AG

— Проблема борьбы с «серыми» дилерами — это, прежде всего, государственная проблема, поскольку речь идет о нарушениях, связанных с занижением таможенной стоимости (для снижения базы налогообложения) и сертификации автомобилей, которые имеют отличия от украинских стандартов. ОАО «АвтоКапитал», Генеральное представительство Daimler AG, со своей стороны отказывает в бесплатном гарантийном обслуживании автомобилям Mercedes-Benz, история появления в Украине и техническое состояние которых очень сомнительны. Ведь автомобили выходят с завода с базовыми установками в блоках управления. В рамках предпродажной подготовки производится адаптация автомобиля под привычные для нас нормы, проверяются уровни технических жидкостей, т.е. официальный представитель передает владельцу полностью готовый для  эксплуатации автомобиль, чего не может обеспечить «серый» дилер.

Завод-изготовитель регулярно проводит анализ качества своей продукции. Это  касается как новых автомобилей, так и автомобилей, которые уже переданы клиенту и эксплуатируются. В рамках мероприятий поддержания качества осуществляются определенные профилактические работы, которые преследуют цель избежать возможных повреждений на автомобиле. Приобретая автомобиль у официального представителя, вы можете быть уверены в том, что ваш автомобиль постоянно находится под контролем качества со стороны завода-изготовителя, потому что авторизированные СТО владеют информацией о проданных автомобилях и могут своевременно проинформировать вас о необходимости выполнения определенных работ. Такого плана информацией по «серым» автомобилям мы не располагаем.

На месте человека, который уже купил «серый» автомобиль, я бы переживал за две вещи. Первая — это неадаптированные под наши условия системы. Представьте себя на дорогой машине со спидометром в милях, дорогостоящим приемником, который не может поймать вашу любимую волну, ит.д. И второе — это дорогостоящий гарантийный ремонт, который необходимо будет оплачивать владельцу. Нужно помнить, что Mercedes — это техника очень высокого класса, которая требует соответствующего обращения, а «серый» автомобиль не проходит предпродажную подготовку.


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?