Главная былое На валютной игле. Гривна дешевеет, цены растут, спрос падает
На валютной игле. Гривна дешевеет, цены растут, спрос падает
10.12.2008 16:54

На девальвацию гривни импортеры реагируют повышением розничных цен, что ускорит падение спроса.
Отказ от фиксированного курса гривни и ее стремительная девальвация в сентябре—октябре заставила импортеров, рассчитывающихся за поставки продукции в СКВ, откорректировать ценовую политику и планы продаж.

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, КОНТРАКТЫ

Несмотря на рекламные обещания дилеров, импортные автомобили большинства марок осенью подорожали в среднем на 10–20% в гривне. «Курсовые колебания вынудили многих участников рынка перевести в доллары цены на авто и продавать их либо по курсу межбанка — в частности, автомобили новых поставок, либо по курсу 5,4 UAH/USD, если они были завезены летом», — комментирует ситуацию директор ВиДи Авто Менеджмент Групп Артем Ткаченко. Большинство опрошенных дилеров признаются, что чувствуют себя не очень уверенно, поскольку, с одной стороны, спрос на автомобили падает в связи с ограничением банковского кредитования, с другой — зарубежные партнеры не хотят снижать цены: только таким образом, по мнению автопродавцов, можно стимулировать продажи в Украине.

Чтобы не нести дополнительные потери, импортеры вынуждены внимательно отслеживать курсовые колебания на межбанке с целью приобретения СКВ по оптимальной цене. По мнению экономиста Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя, в январе—феврале 2009 года курс гривни на межбанке будет колебаться в диапазоне 3–4%, более пессимистический прогноз — 5–10%. Таким образом, купив валюту на пике роста курса, можно будет потерять кругленькую сумму, а заранее аккумулировать средства на валютных счетах импортерам не позволяет отечественное законодательство. «Юрлицо вправе держать приобретенную валюту на счете не более пяти дней. Если деньги не были использованы, то по истечении данного срока их нужно продать», — объясняет заместитель председателя правления по вопросам финансов и маркетинговых коммуникаций корпорации «УкрАВТО» Наталья Бей, отмечая, что потери от колебаний курса ее компания компенсирует за счет наценок.

 

«Валюту покупаем по мере необходимости на межбанке. Есть график платежей поставщикам, и от него никуда не денешься, — говорит Максим Чечелев, и. о. директора Baltika Group Ukraine (одежда ТМ Мonton, Mosaic и т. д.). — Хотя во время девальвации гривни мы не повышали цены, равно как и на одежду более поздних партий». Сказанное свидетельствует о том, что запас экономической прочности у импортеров одежды больше, чем у автодилеров. Минимальная наценка в сетевых магазинах составляет 100–150%, чаще — 150–200%, маржа EBITDA — от 20%. Не ожидают импортеры одежды и снижения спроса. Последние несколько лет объемы продаж на этом рынке росли на 20–25% ежегодно, при этом украинцы тратили на одежду не так уж и много — около $8–9 млрд в год, из расчета на одного человека — около $200 в год.

Не очень чувствительны к колебаниям курса и импортеры косметики, продающие брендированную продукцию. К тому же рост цен на этом рынке сдерживает конкуренция с отечественными производителями. «В основном мы приобретаем товары на внутреннем рынке. Пока поставщики не повышали цены на продукцию», — сообщили Контрактам в сети «КОСМО» (ООО «Суматра лтд»), впрочем, не гарантируя, что ситуация не изменится в ближайшие месяцы. Причина — мелкие операторы, работающие с импортерами, уже пересматривают цены в сторону повышения.

Еще до девальвации гривни в сентябре—октябре на 10–20% подорожали импортные лекарства. Участники рынка отмечают, что в ближайшее время пересматривать прайсы не планируют, но при этом уточняют: будут повышать цены, если гривня сильно подешевеет.

А вот импортеры бытовой техники и электроники осенью взвинтили розничные цены, по информации Unitrade Group, на 20–30%. В сети «Фокстрот. Техника для дома» не уточнили, насколько именно выросли цены в гривне, но и не отрицали, что они корректируются в зависимости от курса доллара. По мнению экспертов, увеличение стоимости техники объясняется тем, что в условиях жесткой конкуренции операторы устанавливали невысокие надбавки, чтобы не проиграть борьбу за долю рынка.

Характерно, что резкое снижение потребительского кредитования и рост цен на импортные товары после октябрьской девальвации гривни привели к тому, что в ноябре украинцы стали реже покупать дорогие вещи. Аналитики GfK Ukraine уже зафиксировали 30%-ное снижение спроса на электронику и прогнозируют падение продаж на автомобильном рынке. По итогам 2008-го розничный товарооборот, скорее всего, вырастет на 20%, однако темпы роста продаж заметно сокращаются: с 30% — в мае до 23% — в октябре. В 2009-м участники рынка ожидают падения роста продаж дорогой импортной продукции вплоть до нулевой отметки. Правда, отечественным производителям вряд ли удастся воспользоваться ситуацией, так как параллельно с подорожанием импортных товаров на большинстве рынков обнаруживается еще одна характерная тенденция: по данным GfK Ukraine, впервые за последние восемь лет индекс потребительских настроений наших граждан упал на 26,6 пунктов — до отметки 69,3. И девальвация гривни только усугубит эту тенденцию — население еще больше урежет свои потребительские расходы.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?