Главная былое Чудак — находка для работодателя
Чудак — находка для работодателя
26.11.2007 14:26

Соискатель в кедах и серьгой в ухе способен в разы увеличить прибыль компании. Залог успеха — нестандартное мышление. Многие руководители с удивлением обнаруживают, что лучшими работниками становятся дерзкие, эпатажные, так называемые нестандартные соискатели.

Наталья Резинченко, Контракты

 

Еще недавно слишком оригинальные кандидатуры практически не имели шансов устроиться на работу в приличную организацию, но сейчас, в условиях кадрового голода, эйчары и руководители компаний все чаще экспериментируют, принимая в штат субъектов подозрительной внешности с нестандартным поведением. Некоторые управленцы давно практикуют прием на работу людей, необычно проявляющих себя во время собеседования. Например, Сергей Харчук, владелец туристической фирмы «Рутения-Тур» и компании «Спортивные и культурные инициативы», считает, что кандидат, не стесняющийся вступить в полемику с руководителем во время собеседования, впоследствии не побоится предложить ему новые, неожиданные идеи, которые помогут вывести компанию на новый виток развития.

Если верить управленцам-экспериментаторам, выявить нестандартного соискателя можно уже на первых минутах собеседования. Особых секретов здесь нет: встречают, как водится, по одежке. Среди эйчаров бытует мнение, что лидеры и другие яркие личности зачастую одеваются соответствующе, отдавая предпочтение одежде боевой расцветки, массивной бижутерии, оригинальной обуви, при этом внимательны к деталям. На собеседовании ведут себя несколько агрессивно, на вопрос могут ответить встречным вопросом, зато не возражают против творческих заданий.

Нужно особое чутье, чтобы определить креативного соискателя от псевдооригинала, который демонстрирует свою необычность эйчару главным образом потому, что не уверен в собственном профессионализме или же расхрабрился после принятия небольшой дозы спиртного. Но тем не менее из любых правил существуют исключения. Молчаливый программист может оказаться успешным руководителем проекта. Выпивший соискатель — отличным финансистом. А чересчур вежливый и обходительный кандидат — неудачником и скандалистом. Избежать неприятных неожиданностей можно, если максимально точно описать перечень задач, за выполнение которых будет отвечать искомый сотрудник. Сергей Теплов, директор департамента персонала корпорации «Золотые Ворота», уверен: если эйчар или руководитель бизнеса четко представляет, какой сотрудник ему нужен, поиски увенчаются успехом независимо от того, в каких кедах явится на интервью очередной кандидат.


Свидетельства очевидцев

Что делает плохой

Анна ДЕГТЕРЕВА, исполнительный директор GMC Украина

— Во время работы в эйчар-службе винодельческой корпорации «Логос» мне довелось собеседовать претендентов на вакансию директора по маркетингу. Особенно запомнился соискатель, который пришел на интервью в короткой красной курточке, вельветовых брюках и ботинках едкого малинового цвета. Поначалу я даже немного растерялась от этого буйства красок и смешения стилей, но все же решила поинтересоваться, как кандидат представляет себе структуру отдела маркетинга. Соискатель не растерялся и задорно выпалил: дескать, а какой вы видите организацию работы данного отдела.

Пришлось объяснять, что в данном случае меня интересует, как он, потенциальный директор по маркетингу, видит свою работу в компании, то есть кем и чем он собирается руководить. К сожалению, внятных ответов у парня не нашлось. Но в процессе общения выяснилось, что он интересный собеседник, мыслит нешаблонно, ловко обходит провокационные вопросы. Конечно, этого недостаточно, чтобы занять место директора по маркетингу, но все же такой сотрудник может пригодиться в компании. Я предложила ему пообщаться с собственником, предупредив последнего о нестандартности мышления кандидата. Когда мы пришли, шеф предложил соискателю разрешить небольшую креативную задачку.

Мол, у него есть знакомый кандидат в депутаты, который как раз разрабатывает свою предвыборную кампанию. Все бы ничего, но у желающего заняться политикой неподходящая для выборов фамилия — Плохой. Смышленому кандидату понадобилась лишь пара секунд, чтобы придумать слоган: «Хорошие говорят, Плохой делает». Слоган настолько понравился руководителю, что вскоре в нашей компании появилась новая должность: руководитель службы инноваций, которую занял парень в малиновых ботинках.

Молчание — золото

Сергей ГРИГОРОВИЧ, учредитель и директор IT-компании GSC Game World

— Зачастую программисты-геймеры — замкнутые, молчаливые, небритые ребята, которые ценят в одежде прежде всего функциональность. Поэтому меня не смущает, если кандидат явится на собеседование в кедах, нестиранном свитере, джинсах. Классика жанра, знаете ли.

Наоборот, если программист приходит на интервью в деловом костюме, это заставляет меня подозревать, что он далеко не лучший специалист в данной отрасли — не тот типаж. Хотя, если при этом он хорошо и внятно говорит, может быть задействован при продаже софта в банки и другие серьезные организации, где программисту в кедах будет непросто вести переговоры. Но не всегда стоит судить о соискателе по одежке и манере общения.

Приехал ко мне как-то на собеседование программист из Ямало-Ненецкого автономного округа, который взломал код к игре «Казаки» и предложил свои идеи ко второй части игры. Парень был очень молчалив, на все мои вопросы отвечал предельно кратко. Помню, подумал: и это будущий руководитель проекта, которому придется договариваться с дизайнерами и художниками! Тем не менее я решил доверить ему проект и не ошибся: «Казаки-2» вышли в рекордно короткие сроки.

Пить или не пить

Татьяна ДИДЫЧ, начальник управления по работе с персоналом ОАО «Укрэксимбанк»

— Однажды ко мне на собеседование явился соискатель, от которого исходил стойкий запах спиртного перегара. Я насторожилась: либо он еще не протрезвел после вчерашнего, либо выпил перед нашей встречей. Еще раз просмотрев резюме кандидата, все же решила с ним побеседовать. Оказалось, это было его первое собеседование за последние шесть лет. Все время соискатель доблестно трудился в одном из банков, но так как возможностей повышения по карьерной лестнице не было, решил сменить место работы. Этот человек признался, что ужасно волновался и, чтобы снять напряжение перед предстоящей беседой с эйчаром, выпил немного коньяка. После разговора о его предыдущем опыте работы и дальнейшей серии собеседований было принято решение о его назначении на работу в нашу организацию. Как выяснилось впоследствии, соискатель оказался толковым специалистом.

Каждому по заслугам

Виктор ПЕТРОВИЧ, директор ООО «МТБ-Украина»

— Нестандартными, экстравагантными соискателями я считаю кандидатов, еще с порога интересующихся размером заработной платы и различными бонусами, вместо того чтобы сначала презентовать себя. Без грамотной самопрезентации кандидата мне трудно оценить, какое вознаграждение заслуживает сотрудник.

Властелин колец

Наталья ЖАКИНА, менеджер по персоналу «Атлант-М Днепровская набережная»

— В первые минуты общения с соискателями я оцениваю, соответствуют ли они нашей корпоративной культуре. Сразу скажу, что слишком яркая или неряшливая одежда еще никому не помогала устроиться на работу в нашу компанию. Но исключения бывают. Однажды на собеседование пришел парень с прической а-ля дикобраз, цепочкой вокруг шеи, массивными кольцами на пальцах.

Трудно было представить менеджера по продажам со всей прилагающейся бижутерией. Тем не менее парень держался спокойно и уверенно, в резюме значились хорошие записи, и я решила не делать скоропалительных выводов. После беседы со мной ему предстояло пообщаться с директором лизинговой компании холдинга, который принял его на работу, но тут же высказал свои пожелания по поводу внешнего вида своего подчиненного. Через пару месяцев он стал успешным продавцом и душой коллектива.

Встречают по одежке

Леся МЕЛЬНИЧЕНКО, менеджер по персоналу представительства корпорации Sela в Украине

— Если на должность мерчандайзера приходит соискатель в скучном костюме серого цвета, скорее всего, в приеме на работу ему откажем. Ведь эта профессия предполагает наличие фантазии, видения цветового решения. Поэтому на должности, требующие творческого подхода, принимаем неординарных, нестандартных соискателей. Но если нужен кандидат на вакансию бухгалтера, оранжевые волосы и застегивающаяся на спине майка будет некстати.

Как ни странно, с подозрением отношусь к чересчур вежливым, обходительным соискателям. Как свидетельствует практика, зачастую это психически неуравновешенные личности, которые, скорее всего, боятся признать собственную некомпетентность в профессиональных вопросах. Рано или поздно слишком вежливых приходится увольнять, причем нередко со скандалом.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?