Главная былое МСФО: зачет по отчетности
МСФО: зачет по отчетности
25.11.2007 16:32

Стратегическая директива Кабинета министров обязывает некоторые категории предприятий полностью перейти на международные стандарты финансовой отчетности до 2010 года. Но внедрение международных стандартов отчетности обойдется компаниям от $50 тыс. до $1 млн.

Наталья Непрожняя, Контракты

 

Международные стандарты отчетности делают компанию по-настоящему прозрачной.
Стратегическая директива Кабинета министров обязывает некоторые категории предприятий полностью перейти на международные стандарты финансовой отчетности до 2010 года (Постановление КМУ № 911-р от 24.10.2007 г.). В первую очередь необходимость перехода на МСФО касается организаций, акции которых котируются на фондовых биржах и фондовых площадках, а также всех банковских учреждений и страховых компаний.

По мнению аналитика компании «Діловий Всесвіт» Богдана Ящука, общее количество компаний всех отраслей бизнеса, которые будут обязаны перейти на МСФО, в ближайшие два-три года составит не менее 2,5-3 тыс., а в дальнейшем международные стандарты будут внедрены более чем на 50% всех украинских предприятий.

 

Что меняется...

Сертифицированный аудитор Сергей Жаворонков указывает на концептуальное отличие национальных принципов ведения отчетности (НСБУ) от международных стандартов. Привычная для нас система сформирована государством для упрощения фискальных функций, а МСФО главным образом предназначена для того, чтобы акционерам, партнерам и управленцам было удобнее следить за текущим состоянием дел в компании.

Что же касается остальных различий, эксперты отмечают, что международные стандарты предусматривают иные принципы учета и оценки нематериальных активов, прежде всего репутации. Кроме того, меняется принцип учета неденежных статей баланса (активы и пассивы, не подлежащие получению или выплате деньгами). По МСФО они должны пересчитываться с учетом изменений в индексе цен, применяемом к балансовой стоимости, в условиях высокой инфляции. В первую очередь это касается принципов расчета стоимости основных фондов, товарных и сырьевых запасов.

Более того, согласно требованиям Международных стандартов IAS 27, в общий консолидированный отчет компании обязательно включаются дочерние организации. Дочерними считаются все предприятия, в которых материнская компания прямо или опосредованно контролирует более 50% голосов в органе управления — общем собрании акционеров или учредителей, наблюдательном совете, совете директоров, etc.

Также стоит упомянуть, что, согласно этому же стандарту, в отчетность придется включать и офшорные компании, так или иначе состоящие в холдинге. Разумеется, появление в общем отчете данных о дочерних и офшорных компаниях может основательно изменить декларируемое финансовое состояние предприятия.

В связи с этим бизнес-консультант Виталина Резун предполагает, что в течение ближайших двух лет возможна повальная реструктуризация украинского бизнеса. Компании, обязанные переходить на МСФО, будут менять свою структуру, стараясь исключить непрофильные активы, вывести из состава учредителей нерезидентов, дистанцироваться от компаний, зарегистрированных в офшорах. Все это будет сделано для упрощения формирования консолидированной финотчетности.

 

...к лучшему

Все эти хлопоты интересны в первую очередь компаниям, желающим привлечь зарубежный капитал, в том числе путем выхода на IPO, размещения бондов и облигаций, а также тем, кто активно работает с западными партнерами и контрагентами. Как отмечает Богдан Ящук, инвестор, поставщик или торговый представитель, работающий в Европе и заинтересованный в сохранении своей репутации, старается получить максимально полную и объективную информацию о своем партнере из постсоветских стран. Отчетность, поданная в соответствии с МСФО, для иностранцев предпочтительнее, нежели документация, составленная по местным бухгалтерским нормативам.

Виталина Резун отмечает еще одно преимущество использования международных стандартов: собственники и управленцы получают более цельную картину происходящего в компании. По мнению Сергея Жаворонкова, ведение документации по МСФО отразится и на управленческой структуре. По словам эксперта, в компаниях, работающих по НСБУ и МСФО, отличаются технологии обмена информацией между подразделениями и принципы принятия ключевых решений руководством. «Топ-менеджмент предприятия, перешедшего на международные стандарты, лучше ориентируется в текущей ситуации и способен принимать более взвешенные и продуктивные решения», — уверяет аудитор.

 

...к худшему

Основное достоинство МСФО — прозрачность и открытость — является в некоторой степени и недостатком. Не все украинские предприниматели готовы предоставлять информацию о размере прибыли, оборотах и схемах финансовых потоков. По словам Богдана Ящука, западные корпорации заинтересованы показать как можно большую прибыль, чтобы завоевать доверие инвесторов и клиентов и в конечном счете увеличить стоимость бизнеса вследствие повышения котировок акций.

Отечественные же бизнесмены, стремясь оптимизировать налогообложение, занижают доходы и прибыль своих предприятий. «Как показывает практика, европейские и американские компании могут манипулировать отчетностью, стремясь завысить получаемую прибыль. Вряд ли эта практика в ближайшее время получит широкое распространение в нашей стране», — предполагает Богдан Ящук.

Сергей Жаворонков убежден, что для опытных финансистов, работающих по МСФО, не проблема подкорректировать отчетность в ту или иную сторону. По его мнению, национальные стандарты предусматривают императивность указаний, то есть четко указывают бухгалтеру, как трактовать ту или иную операцию. МСФО, напротив, предоставляет финансисту большую свободу — одну и ту же трансакцию можно трактовать по-разному и, соответственно, по-разному отображать ее в документации.

Однако помимо так называемой ментальной проблемы внедрения международных стандартов, существуют и другие. Например, кадровая. По мнению Виталины Резун, среди украинских бухгалтеров не так много людей, знающих нормы МСФО. С ней соглашается и Сергей Жаворонков: «МСФО значительно сложнее национальных стандартов бухгалтерского учета и требуют от работников финотдела иной профессиональной подготовки и больших знаний». Следовательно, готовые специалисты стоят значительно дороже, а их количество сравнительно невелико. Многим предприятиям придется либо платить приглашенным аудиторам, либо оплачивать обучение собственных кадров.

Вторая существенная проблема — адаптация отечественного законодательства к принципам МСФО. Сейчас в Украине насчитывается всего 32 стандарта ведения бухучета, принятых на основе стандартов международных. Для того чтобы МСФО смогли максимально эффективно использоваться в нашей стране, необходима адаптация налогового, хозяйственного и корпоративного законодательства, а также принятие или изменение ряда законов, регулирующих ведение документации и правила составления отчетов.

Третья сложность — языковая. Официальный язык международных стандартов финансовой отчетности — английский. Разумеется, поголовное обучение украинских бухгалтеров английскому языку вряд ли возможно, соответственно, необходим официальный перевод МСФО. Более того, необходимо постоянное обновление и быстрая реакция на внесения изменений в стандарты. Учитывая традиционную неторопливость украинских чиновников, нововведения могут внедряться в Украине с заметным опозданием.

Не стоит забывать и о человеческом факторе. По словам Сергея Жаворонкова, на первых стадиях перехода на МСФО часто встречаются случаи саботажа со стороны бухгалтеров. Их служебные обязанности значительно расширяются, работа становится сложнее, например, добавляется ведение расширенной аналитики по компании в целом и структурным подразделениям в отдельности. При этом увеличение заработной платы далеко не всегда соответствует возросшей нагрузке.

 

Контора пишет

По словам экспертов, украинские компании, использующие МСФО, выбирают чаще всего один из трех возможных путей перехода.

Первый — трансформация или компиляция бухгалтерской отчетности, составленной по украинским стандартам. То есть сначала компания составляет отчет по НСБУ, а затем трансформирует его в отчет по МСФО. Данный путь имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, отчет невозможно подготовить в короткие сроки. Во-вторых, нивелируется одно из ключевых преимуществ МСФО — возможность оперативного контроля и корректирования показателей компании, а также получения развернутых аналитических справок по международным стандартам.

В-третьих, значительно возрастает вероятность ошибок при трансформации данных вследствие того же человеческого фактора. Бухгалтеру приходится обрабатывать колоссальные объемы информации, при этом имея дело с новыми, не всегда понятными и неоднозначно трактуемыми нормами МСФО. Вместе с тем, если собственников и западных партнеров компании устраивает получение периодических (ежеквартальных или ежегодных) отчетов, данный путь вполне оправдан и применим.

Вторая возможность — ведение параллельного учета всех трансакций и хозопераций по МСФО и НСБУ. Однако Сергей Жаворонков обращает внимание на то, что данная методика сложна технически — ко всем операциям необходимо применять и отечественные, и международные нормы, в связи с чем количество бухгалтерской документации увеличивается минимум в два раза. Кроме того, необходимо соответствующее расширение штатов бухгалтерских служб — данные по национальным стандартам и МСФО придется постоянно сверять на предмет полноты и объективности учета операций компании.

Наконец, третий путь — периодическая трансляция данных учета по НСБУ в соответствующие разделы МСФО. Иначе говоря, там, где принципы национальных и международных стандартов совпадают, используется НСБУ. Если же требования не совпадают, используется метод параллельного учета. Богдан Ящук считает, что именно такой путь наиболее эффективен: «Дело в том, что во многих случаях требования НСБУ и МСФО не очень разнятся. Следовательно, нет необходимости вести полностью параллельный учет, если можно обойтись национальными стандартами, впоследствии просто перенося данные в учет по принципам МСФО».

 

Цена вопроса

Компаниям, которым придется переходить на МСФО, специалисты советуют уже сейчас начинать подготовку. В том числе и предусматривать в бюджете соответствующие статьи расходов. Например, на обучение бухгалтеров: либо по программе CIPA (Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер) в соответствующем центре, либо на тренингах или квалификационных курсах одной из компаний аудиторской большой четверки — Deloitte, Ernst & Young, KPMG и Pricewaterhouse Coopers. В любом случае, стоимость обучения одного человека составит около $2-2,5 тыс. По мнению Виталины Резун, для компании, в бухгалтерии которой работают пять человек, вполне достаточно одного сертифицированного специалиста. Впрочем, дальше пропорция может как сохраняться, так и изменяться — например, если компания активно сотрудничает с западными контрагентами и требуется постоянный учет операций по МСФО.

Разумеется, можно и не обучать собственных сотрудников, приглашая аудиторов специализированных компаний. В зависимости от размера обслуживаемого предприятия отечественная компания может запросить от $5 тыс. в месяц. Работа специалистов большой четверки обойдется дороже раза в три. Впрочем, некоторые предприятия привлекают аудиторов даже в том случае, когда отчетность по МСФО составляют собственные сотрудники, таким образом можно организовать дополнительную проверку предоставленной отчетности.

Еще одна статья расходов — закупка специализированного программного обеспечения. Сравнительно простенькая программа стоит $50 тыс., глобальный софт, включающий в себя ERP-системы, — до $1 млн.

Дополнительно придется оплачивать работу консультантов, сопровождающих внедрение МСФО, а также установку и сопровождение специального ПО. Эта статья расходов может увеличить смету еще на $50-70 тыс.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?