Главная былое Мартин Райзер: Всемирный банк не выделит кредит Украине, если парламент будет бездействовать
Мартин Райзер: Всемирный банк не выделит кредит Украине, если парламент будет бездействовать
30.05.2009 16:18

В интервью Контрактам директор Всемирного банка в Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер рассказал о том, что:
1) помощь от ВБ получат те банки, которые выберет правительство
2) доступ к легким деньгам Украине закрыт минимум на два-три года
3) чтобы быстрее преодолеть кризис, нужно усилить защиту прав собственности.

Анна САЙЧЕНКО, Константин КРАВЧУК, Фото Светланы СКРЯБИНОЙ, КОНТРАКТЫ

Ранее вы говорили, что Всемирный банк готов выделить Украине $750 млн на рекапитализацию финучреждений. Какие банки получат средства от ВБ?

— В течение следующих 12 месяцев Всемирный банк готов оказать Украине дополнительную финансовую помощь в размере примерно $1,3 млрд. На поддержку финорганизаций, безусловно, пойдет более половины этих средств. Однако пока мы не пришли к окончательному соглашению относительно точной суммы помощи банковскому сектору. Программа сотрудничества с правительством Украины построена таким образом, что все деньги будут направлены в госбюджет. Какие банки будут участвовать в реабилитации финансового сектора, определят украинские власти.

А если КМУ решит потратить средства, выделенные для поддержки банков, на другие цели, в частности, на покрытие дефицита бюджета?

— Деньги поступают в госбюджет, и только правительство решает, каким образом распределить средства. Не исключено, что Кабмин направит средства на финансирование бюджетного дефицита. Мы оказываем финансовую помощь с целью реализации структурных реформ. Хочу напомнить, что в декабре прошлого года ВБ уже предоставил Украине кредит в размере $500 млн.

Мартин Райзер


Когда Всемирный банк выделит следующий транш?

— Все зависит от украинского правительства. Всемирный банк совместно с МВФ и ЕБРР помогут КМУ разработать программу оздоровления финансового сектора. Когда программа будет подготовлена, а первый ее этап реализован, тогда направим деньги в бюджет. Сейчас мы очень близки к окончательным договоренностям. И я надеюсь, что в течение следующих нескольких месяцев вопрос финансовой помощи будет решен.

Что именно должно быть сделано, чтобы заем был предоставлен?

— Было бы неправильно, если бы я подробно рассказал о содержании программы до того, как мы окончательно договоримся с правительством. Но чтобы было понятно, о чем идет речь, укажу несколько необходимых шагов. Первый — принятие и внедрение документа, регулирующего процесс рекапитализации как прозрачной и понятной процедуры. Второй — вхождение государства в уставный капитал банков в соответствии с этой процедурой. Третий — принятие закона или подзаконного акта, расширяющего функции и инструментарий НБУ для решения проблем банков в настоящем и будущем. Если мы хотим, чтобы восстановление доверия к банковскому сектору стоило как можно меньше для налогоплательщиков, то инструментарий Нацбанка должен быть расширен.

То есть чтобы получить кредит, необходимо принять несколько законов?

— Да. Если речь идет о полном объеме финансовой поддержки, которую готов предоставить ВБ, необходимо принятие законов. Поэтому важно, чтобы в Украине работал парламент. Если народные депутаты решат отдохнуть, мы не сможем предоставить Украине все средства. Но я надеюсь, что мы договоримся с украинскими властями.

С конца минувшего года Украина испытывает отток капитала. Когда, на ваш взгляд, в страну вернутся частные иностранные инвестиции?

— Последствия глобального финансового кризиса будут влиять на мир еще долго. Стоимость капитала уже значительно выросла и продолжает увеличиваться. В ближайшие два-три года, даже после возобновления экономического роста, у развивающихся стран не будет доступа к легким и дешевым деньгам, как это было вплоть до лета 2008-го. Инвесторы станут осторожнее и будут дифференцировать риски. Значительный приток капитала ощутят только низкорисковые страны — Китай, Индия, Бразилия. В высокорисковые государства приток капитала существенно снизится.

Инвесторы, интересующиеся рынками развивающихся стран, рассматривают возможность вкладывать в Украину как высокорисковое предложение. Этому есть свои причины. Основная из них — политическая нестабильность.

Каковы другие основания высоких рисков?

— Экономика Украины изначально была очень уязвима. Благополучие страны во многом зависело от экспорта производимой продукции, в частности стали. Когда ситуация на мировых рынках начала ухудшаться, спрос на металлургическую продукцию обвалился, и это незамедлительно повлияло на экономику страны. Кроме того, Украина, как и многие государства региона, в значительной степени зависела от притока иностранного капитала, особенно в банковский сектор. Темпы кредитования в Украине были очень высоки, соотношение между депозитами и кредитами непропорционально, а доля потенциально проблемных активов значительна. Все это создавало большие риски, в случае если бы в мировой финансовой системе возникли какие-либо изменения. А они произошли.

Как вы считаете, что в Украине нужно реформировать в первую очередь, чтобы быстрее преодолеть кризис?

— В Украине прекрасно знают, что такое структурные реформы. Мы говорим об этом с разными правительствами на протяжении десяти лет. В первую очередь, речь идет об улучшении конкурентной среды: нужно уменьшить количество разрешений, необходимых для вхождения нового бизнеса на рынок, снизить требования к минимальному капиталу для частных предпринимателей, сократить число различных проверок. К тому же реформы должны усилить защиту прав собственности, дабы предотвращать рейдерские атаки, снизить налоговую нагрузку, улучшить инфраструктуру, а также повысить качество высшего образования, что позволит получить высококвалифицированную рабочую силу.

 


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?