Главная былое Тройные стандарты президента Ющенко
Тройные стандарты президента Ющенко
21.11.2007 14:57

Эксперты Контрактов поставили тройки президенту и его Секретариату за работу в условиях политической нестабильности. Оценивалась работа главы государства в сентябре-октябре по пятибалльной шкале и следующим критериям:

Анна САЙЧЕНКО, еженедельник Контракты

  • конструктивность — обоснованность позиции, готовность сотрудничать с Кабмином;
  • последовательность — логичность действий, их соответствие предыдущим решениям и декларациям;
  • эффективность — уровень выполнения указов другими органами власти;
  • актуальность — соответствие неоплаченных решений запросам бизнесменов.

Основные инициативы

Системная политика:

  • подготовка указов относительно создания Национального конституционного совета, призванного подготовить проект нового Основного Закона;
  • вмешательство в процесс формирования коалиции в ВР VI созыва.

Кадровая политика:

  • назначение Ивана Плачкова советником президента;
  • увольнение Александра Турчинова с поста первого заместителя секретаря СНБОУ;
  • увольнение Игоря Дрижчаного с поста заместителя секретаря СНБОУ;
  • ротации в руководстве Ивано-Франковской, Одесской, Днепропетровской и других облгосадминистраций;
  • назначение Михаила Товта зампредом Гостаможслужбы — начальником Западной региональной таможни;
  • ротации в руководстве областных управлений СБУ.

Экономическая политика:

  • приостановка приватизации шести облэнерго и Одесского припортового завода;
  • критика СП «УкрГаз-Энерго» и политики Минтопэнерго на внутреннем рынке газа;
  • разработка концепции усовершенствования госрегулирования естественных монополий;
  • блокирование аукционов по продаже спецразрешений на пользование недрами.

Работу президентского Секретариата эксперты оценили, исходя из таких критериев:

  • системность — соответствие подготавливаемых решений украинскому законодательству, наличие причинно-следственных связей с ранее подготовленными решениями;
  • прозрачность — привлечение к разработке решений неправительственных организаций, представителей реального сектора, желание слушать и слышать чужое мнение;
  • инициативность — готовность и способность разрабатывать и предлагать свои проекты и варианты политических и экономических решений;
  • компетентность — обоснованность решений, осознание последствий их принятия.

Экспертный совет*

1. Борис БЕСПАЛЫЙ, народный депутат, НУ

2. Зиновий ШКУТЯК, народный депутат, НУ

3. Сергей ШЕВЧУК, народный депутат, БЮТ

4. Андрей ШКИЛЬ, народный депутат, БЮТ

5. Василий ВОЛГА, народный депутат, СПУ

6. Леонид ГРАЧ, народный депутат, КПУ

7. Владимир МАЙСТРИШИН, народный депутат IV созыва

8. Владимир ПАНИОТТО, директор КМИС

9. Юрий ЯКИМЕНКО, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова

10. Александр СИНЕОКИЙ, зампред совета Лаборатории законодательных инициатив

11. Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социсследований «София»

12. Виталий ВАВРИЩУК, экономист инвесткомпании Dragon Capital

13. Оксана КУЗЯКИВ, исполнительный директор Института экономических исследований и политических консультаций

14. Евгений НИКОЛАЕВ, политолог

15. Кость БОНДАРЕНКО, политолог

*Очередность оценок, приведенных в таблицах, по просьбе экспертов изменена

Общий балл 3,1


Дискуссия

Системная политика

Сергей КИВАЛОВ, народный депутат, ПР

— Президент самым непосредственным образом влияет на процесс создания коалиции, по сути, Ющенко выступал координатором и модератором переговоров... Кстати, позиция президента и его конкретные предложения о распределении должностей в правительстве и парламенте между оппозицией и большинством весьма конструктивны. В определенном смысле Виктору Ющенко, а не Владимиру Литвину принадлежит золотая коалиционная акция. Сразу по окончании выборов в ВР многим казалось, что существует альтернатива широкой коалиции, но сейчас полным ходом идет процесс переосмысления политической ситуации. В данном контексте уместен вопрос: насколько широкой должна быть будущая коалиция? Президент и его Секретариат в этом году расширили границы возможного в украинской политике.

Юрий ЯКИМЕНКО, директор политико-правовых программ Центра им. Разумкова

— Президент по-прежнему пытается сохранить влияние на все политические процессы, но трудно понять, какие именно цели преследует глава государства. Если ориентироваться на заявления Ющенко, то он вроде бы за коалицию демократических сил и привлечение ПР к госуправлению и процессу принятия решений на уровне Кабмина. Возникает логичный вопрос: какие политические силы, кроме НУ—НС и БЮТ, войдут в состав парламентского большинства? Сейчас, по моей информации, идет согласование позиций на уровне главы президентского Секретариата Виктора Балоги. Не исключено, что окончательно формат коалиции будет обозначен после того, как президент определится с механизмом принятия новой Конституции — через парламент или на референдуме.

Андрей ШКИЛЬ, народный депутат, БЮТ

— Я не сказал бы, что президент вмешивается в процесс формирования коалиции, он даже не выступает участником переговоров, а просто влияет на происходящее как почетный глава НУ—НС и гарант Конституции. Думаю, Ющенко заинтересован в том, чтобы все члены его блока подписались под коалиционным соглашением между БЮТ и НУ—НС. Да, мне известно, что в окружении президента есть люди, лоббирующие создание широкой коалиции, но их немного. В обход ВР вряд ли реально завершить политреформу, поэтому с точки зрения главы государства целесообразно заботиться не об усилении полномочий, а о создании сбалансированной системы власти. Если же суть реформы сведется к тому, что президент попытается сохранить кресло, то эта затея провалится.

Кадровая политика

Леонид ГРАЧ, народный депутат, КПУ

— Последние кадровые решения президента подтвердили, что эти вопросы курирует не он, а председатель его Секретариата. К примеру, Вадима Черныша и Ивана Плачкова сняли с постов губернаторов Кировоградской и Одесской областей только потому, что в этих регионах НУ—НС проиграла выборы. Президентские решения о снятии-назначении Игоря Дрижчаного вообще трудно комментировать: я в свое время так и не понял, за какие заслуги его поставили во главу СБУ, а потом, присвоив ему генерала армии, перевели в руководство СНБОУ. Скорее всего, Дрижчаного уволили опять же благодаря стараниям Балоги. Равно как и Александра Турчинова, которого вывели из Совета нацбезопасности в самый ответственный момент — во время формирования коалиции.

Андрей ЕРМОЛАЕВ, директор Центра социсследований «София»

— Кадровая политика президента — это смесь политической целесообразности и нежелания считаться с ранее взятыми обязательствами. Ротации на уровне руководства областей — лучшее тому подтверждение. Президент и его окружение демонстрируют свою влиятельность на этом поприще. Причем первую скрипку в этом процессе играет не сам Ющенко, а руководство Секретариата. Проблема же заключается в том, что новоназначенные руководители зачастую не имеют поддержки на местном уровне, что снижает качество госуправления. Я не исключаю, что многие эти назначения — простая имитация мощи президентской команды, а в действительности же укрепляются группы влияния, связанные с президентом.

Борис БЕСПАЛЫЙ, народный депутат, НУ

— Кадровая политика президента слишком суетна на фоне явного укрепления позиций БЮТ и ПР. Президент, по всей видимости, пытается найти верных людей, опираясь на поддержку Виктора Балоги. Игорь Дрижчаный, похоже, тест на верность не прошел — его в достаточно мягкой форме вывели из системы власти, как в свое время вывели и Романа Безсмертного. Ротации в руководстве облгосадминистраций, проходящие с нарушениями законодательства (и. о. губернаторов президент назначает без согласования с Кабмином), свидетельствуют о том, что Ющенко стремится набрать политический вес, но вряд ли это ему удастся. Еще чуть-чуть — и президент окажется третьим лишним: БЮТ и ПР начнут дружить против него.

Экономическая политика

Василий ВОЛГА, народный депутат, СПУ

— В экономической политике президента (в частности, в решениях о приостановке приватизации Одесского припортового и изъятия госпакетов акций шести облэнерго из уставного фонда НАК «Энергетическая компания Украины») чувствуются лоббистские интересы ФПГ, не заинтересованных в продаже этих объектов до формирования нового Кабмина. Секретариат президента сыграл при подготовке этих решений ключевую роль, можно сказать, стал руками Виктора Ющенко. Хотя я не исключаю, что президент просто хотел продемонстрировать всем свою влиятельность. По сути же, блокирование правительственных постановлений президентскими указами свидетельствует о том, что Ющенко настроен преломить политреформу и вернуть Кабмин под свой контроль.

Евгений ДУБОГРЫЗ, старший аналитик KK Heritage Investment Management

— В ожидании формирования коалиции Секретариат президента и сам Ющенко отошли от политики открытого противостояния с Кабмином. Если ранее окружение президента в штыки воспринимало любые экономические инициативы правительства, то с началом осени Виктор Андреевич действует иначе: наиболее спорные решения Кабмина (в частности, насчет приватизации ряда госкомпаний) приостанавливает и переносит на неопределенный срок, а некоторые — поддерживает. К примеру, президент потребовал дополнить список мер по сдерживанию инфляции, предложенный правительством... В принципе, тактику, которую избрал президент, можно назвать политически беспроигрышной.

Зиновий ШКУТЯК, народный депутат, НУ

— Президентские указы заблокировали не экономические инициативы правительства, а передел собственности при попустительстве Кабмина. Ведь очевидно, что такие объекты, как тот же ОПЗ, следует продавать на прозрачных конкурсах в условиях политической стабильности. На самом деле правительство экономическую политику провалило, о чем свидетельствует непрогнозируемый рост цен, разного рода чрезвычайные ситуации и т. д. Если бы Виктор Ющенко не вмешивался в управление экономикой, то положение было бы просто катастрофическим. И было бы неплохо, если бы правительство лоббировало не интересы крупного бизнеса, а продолжило рыночные преобразования в интересах всех предпринимателей.  
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?