Главная былое Цепная реакция. Январское падение товарооборота может оказаться критичным для ретейла
Цепная реакция. Январское падение товарооборота может оказаться критичным для ретейла
27.02.2009 13:34

В целом выпуск основных продуктов питания в натуральном выражении сократился примерно на 10–25%, чего не ожидал ни один из экспертов. Покупательная способность снизилась более чем на 35%, а свыше половины жителей страны — 58,5% — уже экономят на продуктах питания.

Владимир ХОМЯКОВ, КОНТРАКТЫ

 

«Падение спроса (на товары продуктовой розницы. — Прим. Контрактов) начнется в январе — после новогодних распродаж. В течение 2009 года рост товарооборота остановится, а по итогам некоторых месяцев выручка розницы может даже снизиться»



Игорь Баленко, председатель наблюдательного
совета ЗАО «Фуршет»,
Контракты, № 47 от 24.11.2008


В январе 2009-го выручка магазинов и ресторанов по сравнению с январем 2008-го упала на 7,8% — до 16,35 млрд грн. Это первое снижение розничного товарооборота, зафиксированное Госкомстатом за последние 10 лет, — еще год назад январская выручка розницы демонстрировала почти 30%-ный рост.

Падение розничного товарооборота оказалось неожиданным для большинства экспертов. В конце прошлого года они ожидали снижения доходов населения на 15–20% и пропорционального сокращения расходов, в первую очередь на товары непродуктовой группы. Эти ожидания подтверждались и результатами опроса населения крупных городов, проведенного в ноябре компанией Rate1 по заказу Контрактов. Тогда украинцы планировали прежде всего экономить на отдыхе, развлечениях и бытовой технике — сократить расходы на эти товары и услуги собирались 17% и 15% опрошенных, число готовых экономить на еде не превышало 7%. Действительность оказалась хуже.

Как и предполагалось, в январе упали продажи автодилеров на 60–65%, продавцов бытовой техникой -30–40%, мебельщиков -30% и других продавцов non-food-товаров. Одновременно с ними снижение выручки ощутила и продуктовая розница. По предварительным данным Госкомстата, в январе 2009-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40–70% упало производство мяса, на 37% — соков, на 32% — молока и т. д. В целом выпуск основных продуктов питания в натуральном выражении сократился примерно на 10–25%, чего не ожидал ни один из экспертов.

Причины, по которым украинцы стали экономить, в том числе и на еде, хорошо иллюстрируют данные январского исследования компании Research & Branding Group. Так, по результатам опроса жителей крупных городов, 10% респондентов из-за кризиса потеряли работу, 17% были отправлены в неоплачиваемые отпуска, еще трети сократили зарплату. В итоге покупательная способность снизилась более чем на 35%, а свыше половины жителей страны — 58,5% — уже экономят на продуктах питания.

Нынешнее урезание расходов домохозяйств эксперты все же не считают критичным для продуктовой розницы. «В 2009 году в продуктовом ретейле под угрозой окажется премиум-сегмент, — говорит управляющий партнер консалтинговой компании Netton CG Юрий Наврузов. — Наиболее вероятными кандидатами на уход с прилавков будут недавно выведенные дорогие бренды, еще не закрепившиеся в сознании покупателя. Следующими окажутся устоявшиеся бренды премиум-сегмента». Риски последних связаны с изменением потребительских предпочтений: в неблагоприятные времена покупки становятся более рациональными, нежели эмоциональными.

Но риски ретейла не исчерпываются падением спроса на дорогие продукты, поскольку кризис добрался и до производителей, и до розницы, на которых в сумме приходится более 50% ВВП. В феврале, марте и апреле бюджет недополучит существенную сумму налогов. Как следствие, правительству придется задерживать зарплаты, социальные выплаты и пенсии, что в свою очередь приведет к очередному падению покупательной способности. И спровоцирует новый виток снижения выручки торговли и производителей продуктов питания, если, конечно, Кабмин и Нацбанк не решатся на каком-то из этапов этой цепочки включить денежный печатный станок. Но что будет с ретейлом в таком случае, не берется предсказывать никто из экспертов.



СШАСША

Индекс доверия потребителей в США, рассчитываемый экономистами Мичиганского университета, в феврале упал до минимальной отметки за последние три месяца — 56,2 пункта по сравнению с 61,2 пункта в декабре, данные Bloomberg. Минимальная отметка индекса за 28 лет — 55,3 пункта. Значение индекса ниже 100 означает сокращение затрат.

 

ВеликобританияВеликобритания

В январе продажи в английских магазинах выросли на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — это первый рост продаж с мая 2008-го. Эксперты надеются, что рост стал результатом не только существенных скидок, но и реакцией потребителей на правительственные меры по стимулированию экономики, в том числе снижение налогов.

 

ЕврозонаЕврозона

Объем розничных продаж в еврозоне в 2008 году упал на 1,6%, данные статистического управления Евросоюза. Аналитики ожидали снижения этого показателя на 1,4%. Сокращение розничных продаж длится уже семь месяцев подряд, поскольку доверие потребителей снижается из-за роста безработицы и ужесточения условий кредитования.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?