Главная былое Спорттовары-2007
Спорттовары-2007
05.10.2007 03:14

Глобальное потепление снизило темпы роста украинского рынка спорттоваров с 20% до 15% в год. Анализ рынка. Какой спорт выбирают Украинцы. На что следует делать ставку.

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ" 

 

Алексей Малюченко перепрофилирует магазины по продаже горнолыжного снаряжения в спортивные. Первый магазин предприниматель открыл в 2002 году, когда украинцев потянуло в Карпаты, Татры и Альпы. На этой волне Алексей заработал капитал для открытия еще трех магазинов — доходность бизнеса превышала 80%. Сейчас Малюченко несет убытки — за прошлый сезон он продал всего 50 пар лыж. Виной тому — теплая зима.

В 2007 году из-за бесснежной зимы продавцы спорттоваров недосчитаются как минимум $200 млн. Темпы роста рынка снизились до 15% (в 2005-2006 гг. продажи росли минимум на 20% в год).

Потери европейских продавцов спорттоваров еще выше, поскольку они более зависимы от погоды. В странах ЕС товары для зимних видов спорта приносят специализированной рознице до 70% всех доходов, в Украине — только 30% (включая одежду).

 

Климат-контроль

Поскольку синоптики снова прогнозируют малоснежную зиму, Алексей решил отказаться от узкой специализации. Но уходить с рынка спорттоваров он не собирается: «Все больше украинцев приобщаются к спорту, это видно по заполняемости новых фитнес-центров, спортзалов и т. д. Бизнес высокодоходный, главное — не зацикливаться на одной товарной группе». Украинский рынок спорттоваров действительно далек от насыщения — по оценкам экспертов, к 2012-2015 гг. его объем как минимум удвоится. В этом году наши соотечественники потратят на спортивные товары около $1,6 млрд.

 

О СПОРТ — ТЫ МОДА

Повышенный интерес украинцев к активным видам отдыха операторы рынка спорттоваров связывают с пропагандой здорового образа жизни (креативная реклама производителей спорттоваров) и рейтинговыми телевизионными проектами, прославляющими тот или иной вид спорта (телеспонсорами, как правило, также выступают производители). С ростом доходов украинцы все больше средств тратят на собственные прихоти и увлечения. «Как правило, покупая велосипед сыну или дочери, отец семейства приобретает велобайк и для себя, — делится своими наблюдениями директор сети спортивных супермаркетов «Экстрим Стайл» Виктор Федоровский. — То же происходит и при покупке родителями коньков или горных лыж».

Впрочем, с поездками на горнолыжные курорты в прошлом и в позапрошлом сезонах у украинцев не сложилось. Дорогое снаряжение теплой зимой 2006-2007 гг. почти не продавалось. Большинство крупных импортеров столкнулось с проблемой затоваривания, они практически за бесценок избавлялись от товарных остатков — зимой 2006-2007 гг. скидки на лыжи и комбинезоны доходили до 50%. Но распродажи не помогли освободить склады до начала сезона-2007.

Скорее всего, в этом году продавцы будут сбывать по стоковым ценам остатки прошлогодних зимних коллекций, сократив закупки на 40-60% по сравнению с 2006 годом. С 2005-го в Карпатах и на большинстве европейских горнолыжных курортов снег выпадал в лучшем случае в конце декабря — середине января и долго на склонах не задерживался. «Лет 25 назад у нас за зиму 15-20 уроков физкультуры проходило на лыжах, — с сожалением вспоминает Федоровский. — Сейчас на беговых лыжах я могу покататься от силы 1-2 раза».

Ведущие мировые производители спортивных товаров, столкнувшись с первыми последствиями глобального потепления, меняют маркетинговую стратегию. До 2005-2006 гг. они продвигали зимнюю одежду и спортинвентарь, неизменно делая акцент на «новой коллекции сезона», продавая новинки по завышенной цене. По словам управляющего магазинами «Адреналин» Александра Сучкова, новые коллекции зимы-2007-2008 почти не отличаются от прошлогодних. Таким образом производители и розница пытаются без больших скидок как можно быстрее (за этот сезон) избавиться от предыдущих коллекций.

 

Какой спорт выбирают украинцы.
Увеличить схему

Лыжню!

Еще пять лет назад темпы роста сегмента горнолыжного снаряжения были значительно выше среднерыночного — 20-30%. Лыжи приносили украинской рознице столько же, сколько продажа велосипедов. Эксперты прогнозировали, что к 2008 году продажи лыж, сноубордов и горнолыжной амуниции как минимум удвоятся, превысив $100-120 млн ежегодно. В 2001-2003 годах новички горнолыжного спорта постепенно становились завсегдатаями горных спусков, с готовностью выкладывая $300-500 за костюм и от $1000-1200 — за сноуборд, горные лыжи, палки, ботинки, очки и т. п. Любителей экстрима становилось все больше. Однако прогноз явно делался без поправки на погоду, точнее теплые, бесснежные зимы 2004-2006 гг. В итоге с 2002 по 2005-й объем продаж в этом сегменте вырос лишь до $75 млн, а в 2006-м упал до $60 млн. Пять лет назад горнолыжное снаряжение в структуре продаж спорттоваров занимало второе место, сейчас — четвертое.

Единственная группа зимних спорттоваров, на которой не сказались теплые зимы, — коньки. В больших городах активно строят крытые ледовые катки — спрос на услугу в несколько раз превышает предложение. Как следствие, ежегодно продажи коньков растут почти на 100%.

 

Тур де Франс

«Большинство несостоявшихся горнолыжников пересели на велосипеды», — шутят продавцы. В 2003 году объем этого сегмента составлял всего $65 млн, в 2006-м, по оценке директора МТБ-Украина Виктора Петровича, велобайков продали как минимум на $109 млн — в последние годы они уверенно держатся на втором месте по объемам продаж среди спорттоваров.

Несмотря на обилие европейских и американских велосипедных брендов, 90% продающихся в Украине велосипедов произведены в Юго-Восточной Азии — даже ведущие вендоры давно перенесли производство в этот регион. По наблюдениям продавцов, наиболее качественные рамы и комплектующие для велосипедов производят на Тайване. Второй в их рейтинге качества стоит продукция из Китая (если, конечно, речь идет о легальном производстве, а не о подделках). Малайзийские, сингапурские и вьетнамские велосипеды и комплектующие к ним считаются не очень качественными. Впрочем, в Украину их попадает не так много — импорт в этом сегменте большей частью представлен китайцами.

По оценкам продавцов, 93-95% всех продаваемых у нас велосипедов относятся к категории no-name, или малоизвестных производителей. Качественную технику можно отыскать и среди таких машин, но в большинстве случаев no-name — это «макет велосипеда», пригодный разве что для первой попытки прокатиться, переключая передачи. Стоят такие модели от $80-100 до $200. Велосипеды стоимостью от $200 до $1000 (5-6% рынка) — это, как правило, машины известных мировых брендов. Велосипеды дороже $1000 в Украине — большая редкость: примерно с $1 тыс. стартуют цены моделей для спортсменов.

Большая часть велосипедов известных брендов поступает в Украину в собранном виде. При поставках безымянных велобайков в Украину импортируются запчасти, из которых готовые двухколесные машины собираются в точках продаж или на складах. Вопреки распространенному мнению, местная сборка не сказывается на качестве велосипеда, оно в большей степени зависит от комплектующих.

Если в Украине не наступит велосипедный бум, наблюдавшийся в большинстве стран ЕС в 70-80-х годах прошлого века, темп роста продаж этой техники в среднем не будет превышать 10-15% в год.

Несмотря на достаточно высокую конкуренцию, велосипедный сегмент рынка спорттоваров все еще находится в стадии развития. Большая часть техники по-прежнему продается на базарах, тогда как в других сегментах спорттоваров давно наблюдается тенденция перехода к более цивилизованным формам торговли: в первую очередь через специализированные магазины. «В Украине можно насчитать 250-300 магазинов по продаже велотоваров, в соседней Польше их около 2500 — только в Варшаве 200», — говорит Виктор Петрович.

По словам эксперта, большая часть товара (преимущественно китайского производства) завозится в Украину по серым схемам или контрабандой. Впрочем, со следующего года у базарных продавцов роверов наступят тяжелые времена. По словам директора МТБ-Украина, в январе—марте 2008 года существенно вырастут розничные цены на дешевые велосипеды: «Контейнерная перевозка из Китая подорожает на 80%. Кроме того, КНР перестанет возмещать экспортерам налог на добавленную стоимость».

Последние пять лет отпускные цены на велосипеды растут на 5-10% в год, причем без особых на то причин. Производители постоянно «апгрейдят» самые ходовые модели, незначительно изменяя состав комплектующих и продавая «улучшенный» велосипед дороже. Как правило, продавцы представляют их как полностью обновленные модели, чем и оправдывают подорожание.

 

Бег без препятствий

«Сегмент домашних тренажеров уже не столь привлекателен, как в середине 90-х, когда за продукцией Кеттлер выстраивались очереди, — рассказывает Дмитрий Плешков, директор компании «Ф. И. Т. Дивижн», продвигающей оборудование CYBEX. — Состоятельные покупатели, убедившиеся в низкой эффективности домашних тренировок, обращаются к услугам профессионалов в фитнес-клубах».

Продажи тренажеров растут медленно, но зато не зависят от погодных условий. По итогам 2007 года «тренажерная» выручка, скорее всего, сравняется с «велосипедной»: примерно по $117 млн. Правда, темп роста продаж составит всего 20% — в 2005-2006 годах этот сегмент ежегодно увеличивался на 30%.

В Украине в основном представлена техника премиум-класса, но в последнее время прослеживается тенденция к увеличению спроса на тренажеры попроще. «До последнего времени рынок рос за счет обеспеченных граждан. Представители среднего класса эту технику почти не покупали. Думаю, в будущем именно они будут двигать этот сегмент, — считает Плешков. — Уже сейчас на рынке все больше появляется продавцов тренажеров среднего класса».

Пока же сегмент тренажеров растет за счет профессионального оборудования: если в 90-х соотношение продаж было 10/90 в пользу любительского, три года назад — 25/75, то сейчас продажи домашнего оборудования и для фитнес-клубов сравнялись. Правда, для домашнего использования чаще покупаются дорогие кардиотренажеры, чем силовые (65/35 в домашнем сегменте). Пропорция кардио- и силовых тренажеров, приобретаемых для коммерческого использования, выглядит с точностью до наоборот — 60% приходится на силовые.

Главное отличие оборудования профессионального и тренажеров начального уровня — в износоустойчивости основных узлов. Профессиональная техника рассчитана на 16 часов бесперебойной работы, домашние — от силы на три часа. Хотя внешне домашняя и коммерческая беговые дорожки от одного производителя могут практически не отличаться. По цене же техника для дома примерно в два раза дешевле.

 

Выходной костюм

Самый крупный сегмент украинского рынка спортивных товаров — обувь и одежда. В 2007 году этот сегмент традиционно принесет спортивному ритейлу примерно 75-77% всей выручки (в деньгах оборот составит почти $1,3 млрд — примерно на 15% больше, чем годом ранее). Эксперты, учитывающие контрабандный товар, и вовсе оценивают сегмент в $1,4-1,5 млрд. По их подсчетам, как минимум десятая часть спортивной одежды и обуви, продающейся на рынках, ввозится в Украину в обход таможни.

Погодные аномалии на объемах продаж спортивной одежды практически не отразились. Одежда для зимних видов спорта распродавалась с 50% скидками, однако розница компенсировала потери за счет расширения ассортимента демисезонных и летних моделей. В итоге, по оценкам операторов, темпы роста этого сегмента в 2007 году останутся на уровне 2006-го. Кстати, 20% в год эксперты считают не оптимальным показателем — по их мнению, резервы роста далеко не исчерпаны.

Популярность спортивной одежды среди украинцев объясняется отечественными модными традициями, доставшимися нам в наследство от СССР, — спортивные костюмы и кроссовки многие носят в качестве повседневной одежды. Это не только наша тенденция. По данным российской Sport Communication Group, около 70% одежды и обуви, купленной в спортивных магазинах, никогда не используется для занятий спортом.

Неудивительно, что в этот сегмент устремились известные производители одежды — собственными спортивными линиями обзавелись Prada, Valentino, Versace Sport, Polo Sport, Hugo Boss и др.

Основной тенденцией последних лет в этом сегменте спортивных товаров является укрупнение торговых точек. Магазины, продающие спортивную обувь и одежду, увеличивают торговые площади. «Несколько лет назад площадь средней торговой точки была 700 кв. м, сейчас наши магазины в среднем расположены на 5 тыс. квадратах», — рассказывает директор по товарному маркетингу сети спортивных супермаркетов «Спортмастер» Инна Середюк. Расширение она объясняет увеличением модельного ряда практически во всех товарных категориях: «В категории спортивных костюмов и обуви стало заметно больше цветов и разновидностей моделей».

70% спортивной обуви и одежды завозится в Украину из стран Юго-Восточной Азии, в первую очередь из Китая. Продукция из Европы (как правило, пошитая тоже в Китае) занимает не более 20%. На долю украинских производителей приходится только 10% продаж.


Спортивная нация

На протяжении последних 5 лет, по данным исследовательской компании MMI, количество регулярно занимающихся физкультурой и спортом украинцев стабильно держится на уровне 40-43% от всего взрослого населения страны. По данным соцопросов в США, этот показатель — 40%, Германии — 60%, Китае — 37%, России — 14%.

 

Китай приобщает мир к спорту

Мировой рынок спорттоваров эксперты оценивают в $150 млрд. Из них около $90 млрд (60%) приходится на спортивную одежду и обувь. Спортивное снаряжение занимает не более 40%, т. е. $60 млрд. При этом 65% всего мирового производства спортивной продукции приходится на Китай. Эксперты прогнозируют, что годовой оборот мирового рынка спорттоваров в 2010-м достигнет $200 млрд, а в 2015-м — почти $240 млрд.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?