Аудиокниги, слуховые галлюцинации |
03.10.2007 21:10 |
За два года рынок аудиокниг Украины
вырос с нуля до $1,4 млн. Анализ рынка. По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"
Книжные тексты в аудиоисполнении с каждым годом отнимают у своих бумажных собратьев все больше аудитории. «Только за последний год спрос и предложение на аудиокниги выросли в 3-4 раза», — отмечает директор сети «Книжный супермаркет» Константин Климашенко. В денежном выражении, по словам руководителя проекта аудиокниг издательства «Аудио Планета» Антона Мартынова, оборот украинского нелицензионного рынка аудиокниг сегодня составляет $1-1,4 млн. На лицензионный продукт приходится не более $200 тыс. В общей структуре продаж литературы аудиокниги составляют пока менее 0,5%. Эксперты прогнозируют ежегодный рост рынка на 100-150%. Европейский рынок аудиокниг оценивается минимум в $700 млн и занимает до 15% от всего объема продаваемой литературы. В Британии аудиоверсия приключений Гарри Поттера по числу продаж давно сравнялась с бумажным вариантом. Оборот мирового рынка аудиолитературы — $2 млрд. По всем прогнозам, этот рынок еще только начинает набирать обороты, ведь только в 2002-м был найден оптимальный для аудиокниг формат — mp3. До этого времени пользоваться аудиолитературой было достаточно неудобно, она занимала много места на носителе. Например, «Война и мир» Толстого были начитаны на 51 аудиокассете. А одно из изданий «Мастера и Маргариты» Булгакова занимает 14 CD-дисков. Теперь же можно взять с собой в машину несколько произведений на одном диске или поместить файл с аудиокнигой в память mp3-плеера.
Прозаический слух
Издательство аудиокниг в Украине началось в 2006 году. Ассортимент украинских издательств («Книга вголос», «Наголос», «Аудит Планета») уступает российскому почти в три раза: 500-600 наименований в Украине и 1,5 тыс. — в России. Однако по качеству и популярности наша аудиолитература не отстает. «Енеїда» Котляревского в пятерке самых покупаемых книг. По версии audiobooks.com.ua, она оставила позади Булгакова, Бабеля и Гашека.
Фактор роста
Коммерческое развитие рынка аудиокниг началось в США в 70-е годы и совпало с ростом рынка автомобилей. Сейчас на Западе, по данным Piper Jaffray & Co, главного операционного филиала Piper Jaffray Companies, около 50% автомобилистов слушают аудиокниги в дороге. В России, согласно опросам производителя плееров компании iRiver, 30% покупателей аудиокниг слушают их именно в автомобилях. Увеличение спроса на аудиокниги в Украине частично связано именно с ростом количества автомобилей. Последние два года Украина занимает одно из первых мест в Европе по темпам продаж легковых машин. По данным AUTO-Consulting, в 2005-м было приобретено 265 тыс. легковушек, в 2006-м — 370 тыс., прогноз на 2007 год — 450-460 тыс. машин. Если каждый четвертый владелец новой машины купит всего одну аудиокнигу, это увеличит выручку продавцов аудиолитературы (при средней цене одной книги — $5-6) на $500-700 тыс., т. е. ровно наполовину от нынешнего оборота рынка ($1-1,4 млн). Второй фактор, влияющий на рост рынка аудиокниг, — развитие рынка mp3-плееров. Согласно опросам компании iRiver, около 50% покупателей аудиокниг слушают их с помощью цифровых плееров. По результатам исследования холдинга AVentures Group, в 2006-м рост рынка mp3-плееров составил 284%, или 450 тыс. проданных устройств. В первом полугодии 2007-го рынок вырос еще на 180%. К концу года продажи должны достигнуть 900 тыс. штук. При условии, что каждый третий новый владелец mp3-плеера купит одну аудиокнигу, рынок аудиолитературы (в том числе и нелицензионной) вырастет в два раза по сравнению с нынешней цифрой — на $1,4 млн.
Хороший автор — мертвый автор
По словам Антона Мартынова, наиболее популярная литература в аудиоформате — классическая. Четыре из пяти самых слушаемых в Украине аудиокниг принадлежат перу классиков. «Но в последнее время растет интерес к современной и бизнес-аудиокниге», — отмечает Мартынов. Так, по его словам, очень популярна книга «Билл Гейтс: 10 секретов богатейшего в мире бизнес-лидера». На Западе ситуация кардинально отличается: там наибольшей популярностью пользуется современная массовая литература, аналоги российской Донцовой или Устиновой. По опросам западных маркетологов, 35% покупателей современных бестселлеров предпочитают диск книжному варианту. Согласно данным iRiver, сегодня в России 48% покупателей аудиокниг тоже предпочитают современную литературу, классическую — 35%. В Украине главный сдерживающий фактор развития рынка современной литературы в аудиоисполнении — авторские отчисления (роялти). По Гражданскому кодексу Украины, авторские права на интеллектуальную собственность действительны в течение 70 лет после смерти автора. В себестоимости диска, по словам Мартынова, оплата авторских прав достигает 70% при жизни автора (или если он умер меньше 70 лет назад). Соответственно, классика дешевле. Современная аудиокнига представляет собой целый аудиоспектакль с ролевой игрой, музыкальными заставками и звуковыми спецэффектами вроде скрипа открывающейся двери, рева автомобильного двигателя или топота лошадиных копыт. 70% успеха книги зависит от качественного озвучивания, еще 30% — от красочного оформления диска. Времена тусклых черно-белых откопированных вкладышей уходят в прошлое. Большинство читателей аудиолитературы — люди в возрасте от 18 до 35 лет. По исследованиям iRiver, таковых в структуре покупателей книг 81%. Намного меньше читателей младше 17 (только 5%) и старше 36 лет (14%). В то же время за последний год больше всего вырос спрос именно на детскую литературу — на 150-200%.
Выгодный товар
Средняя цена художественной аудиокниги — 22 грн. Причем часто размер самого произведения не имеет никакого значения. 22 грн стоит «Мастер и Маргарита» Булгакова — запись длительностью 12 часов 49 минут, 25 грн — «Рассказы» того же Булгакова, а длятся при этом всего 1 час 08 минут. Бизнес-аудиолитература стоит в два раза дороже — 47 грн. Это также связано с авторскими гонорарами. Заниматься аудиокнижным бизнесом сегодня выгодно — рентабельность составляет 50%. В себестоимости аудиокниги автора-классика 60% занимает аренда студии, работа актеров и звукорежиссера, 10% — оформление, 30% — изготовление диска, оформление и получение лицензионной марки. Средний тираж аудиокниги — 500-1000 штук. По словам издателей, менее 300 экземпляров издавать невыгодно — тираж не окупается.
|