Главная былое Китай: Мао не покажется
Китай: Мао не покажется
05.09.2007 17:59

«Красная экономика» уверенно теснит западных конкурентов. Украина — не исключение. 

Владимир Хомяков, Контракты

 

С какими товарами ассоциируется Китай? У тех, кто постарше, — с китайскими термосами. У молодежи — с компьютерными комплектующими, мр3-плеерами и флешками. У среднего поколения — с рассыпающимися в руках игрушками, фонариками на «два включения» и ширпотребом с этикетками на невообразимо смешном языке (например, в инструкции к китайскому изделию «Атлетизм стельки», производитель АО «Лю Сян», вполне серьезно обещал вылечить от недуга под названием «гниль ноги»).

Большинство товаров «Made in China» с разной степенью успешности копированы с западных образцов. Это касается и ширпотреба, и автомобилей, и электроники. Но это не мешает китайской промышленности, с конца 70-х, когда в Китае была объявлена экономическая политика «реформ открытости», расти бешеными темпами. Сегодня Поднебесная обеспечивает почти половину мирового экспорта электроники, из 500 крупнейших транснациональных корпораций с Китаем сотрудничают 480, а по темпам строительства новых электростанций Китай оставил далеко позади и США, и бывший СССР.

В большинстве стран Запада Китай все еще называют «фабрикой поддело», а растущей экономике КНР сулят кризис, указывая на экспортную ориентированность и низкий уровень доходов населения. Действительно, несмотря на «китайское экономическое чудо, в Поднебесной больше бедных, чем обеспеченных. Две трети жителей Китая из 1,3 млрд человек проживают в пригородах и деревнях, зарабатывая в 6,5 раз меньше горожан. 300 млн китайцев не способны существовать без помощи государства. На тысячу жителей Поднебесной приходится только четыре автомобиля.

Все это — правда. Но мало кто вспоминает, что примерно то же самое в 50-60-х годах прошлого века писали и о Японии. «Могу держать пари, что эти часы куплены в Иокогаме. Изящная японская подделка под швейцарские часы «Омега». Заплатили двести иен? Я так и думал. Японцы — мастера на подделку, они на этом учатся», — говорил английский часовой мастер из повести Валентина Катаева, написанной в 1969 году. Чтобы понять потенциал азиатской экономики вообще и китайской в частности, достаточно вспомнить, какое место среди мировых часовых брендов занимают японские Seiko, Casio или Orient. И где сегодня страна, давшая миру Валентина Катаева.

Многие украинские производители уже сейчас основной проблемой своего бизнеса называют китайский импорт. Контракты исследовали пять наиболее перспективных для компаний из Китая потребительских рынков Украины, чтобы определить степень «китайской угрозы». Результат оказался вполне предсказуемым. Там, где Китаю еще не удалось занять лидирующих позиций, например, на рынке автомобилей, продажи импортируемой из КНР продукции ежегодно растут почти на 500%. В остальных случаях — китайские корни имеют более половины продающихся в Украине вещей. И это — далеко не предел.

 

Китайское — значит некачественное. Этот стереотип опровергли респонденты "Контрактов", ответив на вопрос: "Покупаете ли вы китайское?"


Алексей ФИЛАНОВСКИЙ, маркетинг-директор компании «Олимп»

— Я большой приверженец товаров, на которых написано «made in China». Китайское люблю и покупаю. Во время командировки в Китай я увидел высокий уровень производства, поэтому для меня китайская продукция — качественная. Еще очень поразили объемы производства. Там в каждой деревне что-то изготовляют. Например, в одном селе — спортивные костюмы известных марок, в другом — технику. Дай бог, чтобы в Украине существовали такие деревни. А если бы украинцы так интенсивно работали, уровень жизни в нашей стране был бы значительно выше. Для меня непонятен общепринятый стереотип: китайское — это плохое. Я очень часто замечал, что все вещи, купленные мной в Европе, произведены в Китае. К слову, в этой стране изготавливаются товары всех ведущих фирм мира. Даже коллекции prеt-a-porte домов высокой моды в значительной степени шьют в Китае. Вообще, китайской цивилизации мы обязаны многим. Стоит помнить, что эта страна дала миру порох, бумагу, фарфор. Есть изделия, которые следует покупать только в Китае. Например, чай или фарфор.

 

Дмитрий СВЯТАШ, народный депутат Украины, Партия регионов

— Учитывая, что практически все транснациональные корпорации, которые выпускают продукты широкого потребления — от зубочисток до автомобилей — давно разместили свои предприятия в Китае, 99% населения земного шара хоть раз в жизни приобретали товар китайского производства. Порой люди об этом даже не подозревают. И я в их числе. За последние пять лет Китай значительно улучшил качество выпускаемой продукции. Это относится к самым разным сферам. Но я могу сказать о том, что мне ближе — китайский автопром каждый день повышает стандарты качества.

 

Сергей ГАЛУШКА, заместитель коммерческого директора ООО «Фастех»

— Для меня не все, что произведено там является плохим, но в большинстве случаев это именно так. Я покупаю такие вещи, но только в том случае, если товар проверен временем. Хотя все же предпочитаю товары европейских производителей. С каждым годом на рынке Украины появляются все более качественные китайские товары и со временем, я думаю, некачественные китайские изделия исчезнут с нашего рынка.

 

Наталия ГОДОВИКОВА, руководитель отдела маркетинга и рекламы СК «Статус»

— Покупаю. Иногда, совершая импульсивную покупку, даже не обращаю внимания на страну-производителя. Особенно часто это происходит в канун рождественских праздников. Думаю, что на рождественских рынках большинство товаров — китайские. Эти изделия порой повышают настроение, а иногда разочаровывают. Недавно не выдержала и купила дочери фонарь с плавающими рыбками, он проработал ровно два часа, а потом выключился и перестал подавать «признаки жизни».

У меня двойственное отношение к товарам китайского производства: и отвращение, и уважение. В моих детских воспоминаниях это утонченные и качественные изделия. Помню китайские полотенца — это был потрясающий текстиль! А вот впечатления от нынешних поделок — некачественный товар, вредный для здоровья. Помню случаи, когда китайские товары были отличного качества, но мне кажется, что это скорее исключение, чем правило.

 

Савелий ЛИБКИН, ресторатор, соучредитель компании «Реста»

— К сожалению, на постсоветском пространстве Китай сегодня воспринимается как страна — производитель подделок. Причем, несмотря на то что в былые времена, когда китайские товары считались символом качества, виртуозного мастерства и особой философии отношения к вещам. Чтобы в этом убедиться, достаточно сходить в музей восточного искусства и посмотреть на китайские вышивки, бронзу, фарфор и эмали. Трудолюбие и тщательность исполнения у китайцев в крови. И там производятся товары самого различного качества. Я знаю, что некоторые тамошние фабрики могут предложить до 20 вариантов качества одной и той же модели кроссовок. И многие западные бренды не боятся размещать производство в Китае, а просто очень четко формулируют свои требования к соотношению цена-качество изготавливаемого там товара.

В то же время сегодня наши рынки наводнены дешевыми китайскими товарами. Так, наличие в Одессе рынка «7-й километр» и всего, что там продается, обеспечивает работой десятки тысяч одесситов, но уж точно никак не способствует позитивному восприятию китайских товаров. Но это в первую очередь свидетельствует о низкой платежеспособности нашего населения, а также о его непритязательности. Наши предприниматели выбирают самые дешевые товары, и, естественно, самого сомнительного качества. Поэтому лично я никогда не беру товар, если знаю, что он произведен в Китае: у меня железный принцип — не покупать контрафакт. По крайней мере, сознательно. Хотя очень часто покупая товар, потом замечаю, что он был сделан в Китае.

 

Вероника ЖАНВИ, модельер

— Несколько месяцев назад я ездила на Всемирную выставку шелка, которая проходила в Пекине. Туда ежегодно съезжаются дизайнеры со всего мира, отбирая для себя новые образцы тканей. Могу смело утверждать, что некоторые ткани, которые сегодня производят в Китае, невозможно найти ни в Италии, ни во Франции. По-моему, многие недооценивают потенциал Китая, считая, что там делают только низкокачественные второсортные товары. Причину этого вижу в выгодном бизнесе, который с успехом освоили украинские предприниматели: купить в Китае товар по смешной цене и продать его здесь в 20 раз дороже. На самом деле, Китай Китаю рознь. Диапазон качества и цен просто поражает. Часы там можно купить как за $2, так и за $2 тыc., при этом качество будет соответствовать цене. Так что, все честно — вы получаете то, за что платите.

 

Ярослав ПАНЬКИВ, коммерческий директор компании «Телефон-Маркет»

— В наши дни сложно не покупать китайские товары — они всюду. У меня нет каких-либо серьезных предубеждений к изделиям «Made in China». При покупке я обращаю внимание на торговую марку — сейчас многие всемирно известные компании размещают заказы на производство в Китае, и китайцы выполняют эти заказы на совесть. Среди наших клиентов встречаются люди, которые настороженно относятся к технике, изготовленной в КНР. Но я могу сказать, что их опасения не вполне оправданны — неудачные образцы бывают и у немецких, и у венгерских, и у других европейских производителей.


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?