Прощай, оружие |
19.06.2007 16:59 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поддержка Владимира Путина превратила холдинг "Рособоронэкспорт" из торговца оружием в полноценную российскую ФПГ. Нелли ВЕРНЕР Россия остается крупнейшим мировым поставщиком вооружений, уверены специалисты исследовательской службы Конгресса США и Стокгольмского международного института мира. Американцы утверждают, что РФ по итогам 2005 года продала военной техники более чем на $7 млрд. Российские исследователи не согласны – по их данным, лидером продаж, как и прежде, остаются Штаты. Спор этот, скорее всего, политический — отсутствие единой методики расчетов не позволяет объективно оценить реальные объемы поставок из любой страны. Однако смело можно утверждать, что крупнейшей в мире компанией — экспортером оружия является холдинг «Рособоронэкспорт». В январе нынешнего года российская госкомпания получила эксклюзивное право на экспорт продукции российского ВПК. В то же время в США лицензии на торговлю оружием имеют десятки компаний.
Впрочем, бренд «Рособоронэкспорт» все чаще ассоциируется не с торговлей продукцией военного назначения, а с промышленностью. Причем не всегда оборонной: в состав Рособоронэкспорта входит, например, автомобильный завод АвтоВАЗ и волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь». Собственники «гражданских» предприятий, к которым РОЭ проявляет интерес, рано или поздно продают ей свои активы — дешево, порой в несколько раз дешевле рыночной стоимости. Активы холдинга компании уже сравнимы с крупнейшими российскими ФПГ.
Основная экспортная продукция Рособоронэкспорта
У истоков Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт» считается правопреемником Главного инженерного управления СССР – первого специализированного ведомства, созданного в 1953 году для поставок продукции оборонного назначения за рубеж. Просуществовавшее 40 лет ГИУ после развала Союза распалось на три компании: «Промэкспорт», «Российские технологии» и «Росвооружение». Право на самостоятельную внешнюю торговлю оружием в начале 90-х получили более десятка производителей, часть которых в середине прошлого десятилетия была приватизирована. Но в 2000 году Владимир Путин, едва приняв присягу президента России, приступил к реформированию оборонной отрасли по старым канонам. Компания «Российские технологии», годовой объем продаж которой не превышал $20 млн, вошла в состав более крупного Промэкспорта. Полгода спустя на базе двух трейдеров глава государства создал единую структуру, получившую название «Рособоронэкспорт». Компанию возглавил бывший сослуживец Путина по ГУ КГБ Андрей Бельянинов. Объемы экспорта РОЭ начали расти, валютная выручка от продаж оружия за границу стремительно увеличивалась: с $2,84 млрд в 2000 году до $4,5 млрд в 2002-м. Спустя два года после создания холдинга Бельянинов объявил о планах Рособоронэкспорта не только торговать оружием, но и самостоятельно производить военную технику. Тогда же компания начала скупать акции российских предприятий ОПК. Первым делом — вертолеты В 2002 году была зарегистрирована дочерняя компания РОЭ — ЗАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром». Для начала в уставный фонд ЗАО государство передало 25% акций ОКБ им. Сухого (производитель военных вертолетов типа Су) и небольшой пакет Улан-Удэнского авиазавода. Год спустя Оборонпром сделал первую самостоятельную инвестицию: приобрел у Владимира Потанина, владельца холдинга «Интеррос», 37,5% акций компании «Оборонительные системы», крупного производителя средств противовоздушной обороны. Потанин в то время избавлялся от активов ВПК, которые объявил непрофильными для своего бизнеса. Сумма сделки не разглашалась, но в инвестиционном сообществе поговаривали, что бизнесмен сделал государству хорошую скидку. В 2004 году указом президента РФ на базе Оборонпрома был создан вертолетостроительный холдинг «Вертолеты Миля». От государства холдингу достались блокпакеты Московского вертолетного завода им. Миля и Московского машиностроительного завода «Вперед», 60% Ступинского машиностроительного производственного предприятия, а также 49% Улан-Удэнского авиационного завода. Рособоронэкспорт в свою очередь внесла в УФ холдинга 14% акций У-УАЗа, а правительство Татарстана предоставило около 30% Казанского вертолетного завода. Кроме того, в состав объединения вошла полностью частная компания «Роствертол» — производитель тяжелых вертолетов Ми-26 и Ми-24. Вступительным взносом Роствертола стали скромные 144 млн рублей (около $5 млн). Труднее всего было договориться с Казанью. Контроль над прибыльным КВЗ был в руках у гендиректора Александра Лаврентьева, не желавшего отдавать акции предприятия в государственный холдинг. Республиканское правительство полностью поддерживало топ-менеджера. По одной из версий, Татарстан уступил после того, как ВВС России пригрозили лишить предприятие госзаказов. К концу прошлого года Лаврентьев согласился продать часть своих акций, оставив за собой кресло генерального директора КВЗ. Однако эти переговоры были только репетицией масштабного наступления госэкспортера на частный сектор. В 2005 году едва сформировавшийся Оборонпром получает задание правительства сконцентрировать более 50% акций всех входящих в объединение предприятий. Дочка Рособоронэкспорта действовала быстро. Сначала менеджмент Роствертола, контролировавший предприятие, согласился продать миноритарный пакет акций своей компании (покупателем стала компания «Росимущество») в обмен на должность гендиректора Московского вертолетного завода для одного из топов. Затем у инвестиционной группы «Каскол» было выкуплено 25,03% акций У-УАЗа, а у Межрегионального инвестиционного банка — 31% МВЗ им. Миля. В конце 2005 года АФК «Система» продала Оборонпрому 49,5% акций ОАО «Камов» (примерно такой же пакет был на балансе ФГУП РСК «МиГ») – второго после МВЗ производителя вертолетов в России. РОЭ оставалось только получить контроль над несговорчивым Роствертолом. Оборонпром не скрывал своего интереса к компании: в 2005-2006 гг. российская пресса пестрела заявлениями менеджеров холдинга о намерении в ближайшее время сконцентрировать сначала блокирующий, а затем и контрольный пакет компании. Однако сделка постоянно откладывалась. Неизвестно, какие аргументы нашли менеджеры Роствертола в переговорах с государством, но Оборонпром до сих пор не владеет акциями компании. Впрочем, в январе этого года ОАО все же провел допэмиссию акций, которую якобы собирается выкупить Оборонпром. Машины и металл Пока дочка РОЭ занималась скупкой вертолетных заводов, менеджеры компании обратили взор в сторону российского автопрома. В октябре-2005 на пенсию вышел тогдашний председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Павел Каданников. В декабре представители госкомпании вошли в состав совета директоров АвтоВАЗа, полностью заменив действовавшую команду менеджеров. Чтобы получить контроль над автозаводом, Рособоронэкспорту не понадобились ни деньги на выкуп акций, ни время для переговоров. У АвтоВАЗа нет (и никогда не было) конкретного собственника. 64% акций предприятия принадлежит его же дочерним структурам AVVA (38,43%) и ЦО АФК (26%), контрольными пакетами которых, в свою очередь, владеет АвтоВАЗ. Такую схему, получившую название «закольцовка», якобы придумал Борис Березовский для защиты компании от рейдерских атак. Но захватить АвтоВАЗ наскоком не получилось. РОЭ пришлось вернуть старую команду топ-менеджеров АвтоВАЗа – представителей группы «СОК», контролирующей основных поставщиков комплектующих для ВАЗовских автомобилей. Другие компании не могли обеспечить ВАЗ необходимым ассортиментом и количеством комплектующих в необходимые сроки. Ныне госэкспортер с помощью инвесткомпании «Тройка Диалог» — партнер РОЭ — занимается «раскольцовкой» и не отрицает интереса к покупке акций. Волжский автозавод пока убыточен, чего не скажешь о другом непрофильном приобретении РОЭ – компании «ВСМПО-Ависма». Крупнейший в мире производитель титана до прошлого года принадлежал его топ-менеджерам – генеральному директору Владиславу Тетюхину (25%) и председателю совета директоров Вячеславу Брешту (41%). Но в прошлом году РОЭ приняла решение взять под контроль все стратегические производства Российской Федерации, начав с титановой отрасли. Представители госэкспортера обратились к Брешту и Тетюхину с предложением выкупить блокпакет ВСМПО-Ависма. Собственники предприятия как будто и не возражали, однако решили поторговаться в надежде получить премию к рыночной цене актива. К середине прошлого года рыночная капитализация ВСМПО колебалась в пределах $2,2-2,6 млрд. РОЭ сочла завышенной даже такую цену. Вскоре ВСМПО получает претензии налоговой службы на сумму $100 млн. Компании удалось защититься от налоговиков в суде, однако намек был понят. РОЭ снова делает предложение о покупке и убеждает Брешта продать принадлежащие ему 41% акций за $800 млн. Вслед за ним продал свой пакет и Тетюхин. Всего за пару месяцев РОЭ сконцентрировала 66% акций титановой компании, в продукции которой нуждаются как ведущие мировые авиастроительные корпорации Airbus, Boeing, Bombardier, так и производители атомных электростанций. Дмитрий Коломыцын из ИК «Атон» уверен, что смысл покупки госкомпанией такого актива — поддержка российского авиапрома. «Холдинг будет снабжать местных производителей самолетов собственным титаном по ценам ниже рыночных и готовится модернизировать существующие модели военных самолетов», — уточняет аналитик. Поле экспериментов Нынешний руководитель Рособоронэкспорта Сергей Чемезов, кстати, в конце 80-х одновременно с Владимиром Путиным служивший в Германии (правда, в разных ведомствах), полон новых идей. В первую очередь РОЭ нацелена на российский рынок: по словам Чемезова, 70% промпредприятий страны так или иначе связаны с оборонкой. Холдинг, кроме прочего, заинтересовался производством спецстали, которая используется в производстве военной техники. Зимой 2007-го еще одна дочка РОЭ — Русспецсталь — завершила сделку по покупке завода «Красный Октябрь» у Midland Group Эдуарда Шифрина-Алекса Шнайдера (владеет около 33% украинского завода «Запорожсталь»). Русспецсталь объявила своей стратегической целью создание холдинга путем консолидации производителей специальных сталей и сплавов. Еще несколько предприятий этого сегмента входят в группу «Мечел», в том числе лидер российского рынка — Челябинский меткомбинат. Однако Русспецсталь пока воздерживается от заявлений о покупке или хотя бы интересе к Мечелу Игоря Зюзина и Владимира Иориха. Тем более что обычным для РОЭ путем (покупка блокпакета по низкой цене, смена менеджмента и получение контроля над предприятием) захватить Мечел не получится: акции компании торгуются на Лондонской фондовой бирже. Титановое направление бизнеса РОЭ тесно связано с Украиной: в комплекте с ВСМПО госпосредник получил около 33% украинской компании «ВСПМО-Ависма Украина» (бывший завод «СЕТАБ Никополь»), занимающейся производством титановых труб. Не исключено, что россияне попытаются довести свой пакет до контрольного, выкупив 50% акций никопольского завода у Виктора Пинчука. Кроме того, в нашей стране расположены Иршанский и Вольногорский ГОКи — поставщики на ВСМПО ильменитового концентрата, сырья для производства титана. Нынешний руководитель РОЭ, кроме прочего, возглавляет Российский союз машиностроителей. Поэтому, теоретически, история с АвтоВАЗом может повториться и на других предприятиях отрасли. К примеру, в мае прошлого года ИК «Тройка Диалог» выкупила у Внешторгбанка 19,6% акций ОАО «КамАЗ» (еще 34% принадлежат государству). По слухам, акции приобретались под заказ Рособоронэкспорта. Чемезов отрицает заинтересованность холдинга в активе, но еще с декабря 2005 года два представителя РОЭ входят в совет директоров КамАЗа. Последний проект РОЭ – двигателестроительный холдинг «ОАО «Сатурн», который компания создает на паях с АФК «Система», принадлежащей Владимиру Евтушенкову. Чемезов уже огласил список предприятий, которые, по его мнению, могли бы войти в холдинг. В их числе, кроме государственных компаний, РОЭ хотела бы видеть частное «Уфимское моторостроительное производственное объединение», в котором правительство республики Башкирия обладает «золотой акцией», а также НПО «Сатурн» (30% принадлежит государству, 60% — гендиректору Юрию Ласточкину). Участие Системы в холдинге вполне оправданно: в конце прошлого года компания приобрела у ВТБ комплекс «Пермские моторы», объединяющий 18 предприятий по разработке и производству авиадвигателей. Около года РОЭ ведет переговоры об обмене акциями с менеджментом украинского завода «Мотор Сич» (Запорожье). Если гендиректор предприятия Вячеслав Богуслаев уступит россиянам, завод впишется в структуру одного из холдингов РОЭ. Мотор Сич может выпускать двигатели для военных вертолетов ВК-2500 и ВК-800, которые в России пока не производятся. «Рособоронэкспорт становится своеобразным министерством ОПК Российской Федерации. Компания стремится взять под контроль, помимо профильных предприятий, все сырьевые активы — это снизит риски при выполнении экспортных контрактов», — говорит руководитель Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец. Деятельность РОЭ вполне вписывается в российскую политику национализации стратегических отраслей промышленности путем создания государственных холдингов, как, например, в нефтегазовом секторе. Тем не менее РОЭ не собирается становиться ФПГ в себе. Последние заявления Чемезова посвящены готовящейся реструктуризации компании. Вертолетный холдинг, отделившись от материнской компании, войдет в состав Объединенной авиастроительной корпорации, которая должна консолидировать большую часть российских авиационных заводов. Другие промпредприятия, по задумке Чемезова, также выйдут из-под контроля РОЭ и уже на равных с экспортером оружия станут частью другого гособъединения. Конечно, если Путин, уходящий с поста президента, успеет одобрить планы экс-сослуживца.
|