Папа Бориса. Шоу-бизнес дал денег на «Борис» |
17.06.2008 13:43 | ||
— В юности связывал свое будущее только с медициной. Моя мать была медиком, а отец — экономистом, в результате я стал менеджером от медицины. После окончания школы поступил в военное медучилище, подрабатывал санитаром в больнице, массажистом. Получив образование, устроился фельдшером бригады скорой помощи. Но медицина тогда находилась в плачевном состоянии, зарплаты у медиков были мизерными, а я рано женился, у меня появился ребенок. Кроме того, на скорой дежурил сутки, а на следующий день подрабатывал массажем — колесил по всему Киеву, от клиента к клиенту, и через 1,5 года уже не мог выдерживать такой режим. Думал тогда: еще полгода и просто рассыплюсь. Поэтому решил сменить род деятельности и ушел в шоу-бизнес. Почему туда? — Помогли везение, нужные знакомства и моя активность. Нашел знакомых, которые работали в этой сфере и отважились взять меня, человека без опыта. В частности, мне помог Виктор Самойленко — один их самых известных сегодня телепродюсеров. Мы возили в Украину российских артистов, организовывали их концерты по всему Союзу, а позже и за границей. На них можно было больше заработать, чем на украинских? — А на отечественных артистах вообще можно что-то заработать? Сейчас нельзя, а тогда и подавно. Корпоративы еще приносят им какие-то деньги, но на сольных концертах, продаже дисков, сомневаюсь, что кто-то зарабатывает — наши звезды живут только за счет спонсоров, а тогда даже этого не было. За пять лет работы в шоу-бизнесе попробовал себя в различных качествах — от администратора до концертного директора. Но в большей степени занимался тем, что сейчас называется продюсерство.
Нередко приходилось показывать зубы, например, в России. Организовывать концерты там было очень сложно, поскольку конкуренция была высокой и оппоненты создавали нам много препятствий, например, срывали афиши с анонсами концертов, которые мы готовили. Поэтому иногда их даже приходилось отменять. Но, слава Богу, нам удалось избежать «сотрудничества» с бандитами, которые в то время активно опекали организаторов концертов и требовали от них мзду. Сделать это тогда было очень нелегко, но мне просто повезло. По-моему, очень важную роль в бизнесе играет именно везение. И чтобы мне сегодня ни рассказывали о необходимости образования, опыта, считаю, что без везения ничего не выйдет. Когда вы решили, что из шоу-бизнеса пора снова уйти в медицину? — Когда мне показалось, что скопил достаточно денег для открытия своего бизнеса в медицине. Почему именно в этой сфере? — Из-за существовавшей системы государственного медицинского обслуживания я потерял мать, и память о ней побудила вернуться в медицину. Идти куда-то наемным врачом не хотел: во-первых, было некуда, во-вторых, к тому моменту я не практиковал уже пять лет, и мне как врачу цена была невысока. Поэтому решил основать и возглавить клинику. Почему вы были уверены в успешности начинания, вы ведь были медиком, концертным директором, но не бизнесменом? — Мне помог неоценимый опыт работы в государственной медицине. Я видел эту кухню изнутри, все ее недостатки и точно знал, как построить эффективную медицинскую систему. И как же? — Нужно было создать антипод государственной системы. Изначально моя клиника задумывалась как полная противоположность Октябрьской больницы. Считаю, что ее медперсонал демонстрировал наихудшее отношение к больным в начале 1990-х годов. Все плохое, что там видел, учел и избежал этого при построении своей клиники. И за это благодарен Октябрьской больнице: если бы не она, не было бы и «Бориса», наверное. Какой капитал вы вложили в клинику? — Около $30 тыс. Тогда думал, что, имея такую сумму, можно развивать бизнес, но оказалось, что частная медицина — это бездонная бочка. Почему клинику назвали «Борис»? — В честь отца, он умер в день, когда мы зарегистрировали клинику. А разве не в честь криминального авторитета Бориса Савлохова, который также дал деньги на клинику? — А также в честь Бориса Ельцина, Бориса Березовского, кто еще из известных людей имеет имя Борис? На юбилей клиники я даже планирую сделать шоу Борисов: собрать всех известных личностей с этим именем, которых записывали в ее совладельцы. Как бы выжила клиника, если Савлохов и весь его клан были уничтожены? В свое время говорили, что клиника принадлежит Ельцину, а после того как во время оранжевой революции мы отправили машину скорой помощи на Майдан Незалежности, стали утверждать, что это клиника Березовского! Мы никогда не опровергаем такую информацию — зачем, ведь это отличный пиар: кто-то обязательно придет только для того, чтобы узнать, какое обслуживание в клинике Ельцина или Березовского. Кто же тогда создавал клинику вместе с вами? — Дмитрий Гордон, мой давний друг, и еще один человек, с которым я познакомился, работая в шоу-бизнесе. Нам принадлежали равные доли, но позже они оба вышли из этого бизнеса. Дима тогда, когда ему понадобилось больше средств для развития своей газеты. И мне, чтобы содержать клинику, пришлось продать квартиру, машину и земельный участок в Конча-Заспе. Тогда я его продал за $26 тыc., а сегодня он стоит $15 млн. Но вопрос стоял остро: либо я пускаю с молотка землю, либо «Борис» прекращает свое существование.
Врачей пригласил из 8-й подстанции скорой помощи на Борщаговке, в которой работал после окончания училища. Все эти шесть специалистов до сих пор трудятся в «Борисе» и считаются золотым фондом клиники. Как убеждали людей, знавших только бесплатную советскую медицину, платить за медуслуги? — Так же, как и сейчас, — пиаром и рекламой. В газете «РИО» размещали объявления, тогда это был очень дорогой, но действенный способ рекламы. Позже сняли первый рекламный ролик с участием Бронислава Брондукова. Он тогда действительно болел и по сценарию к нему приезжала скорая «Борис». Сюжеты всех рекламных роликов мы разрабатывали самостоятельно, ведь работа в шоу-бизнесе научила меня правильно пиариться. Клиника и по сей день не пользуется услугами рекламных или пиар-агентств для разработки стратегии продвижения: все делаем сами и пока отлично справляемся. А какие огромные деньги экономим! Ведь, например, в ведущем сетевом рекламном агентстве стоимость услуг по брендированию, разработке стратегии может составлять от $500 тыс. Сэкономленные же средства направляем на покупку оборудования, ремонт здания, оплату работы персонала. Наша пиар-стратегия была настолько мощной, что с 1993 по 1998 год бренд «Борис» был намного весомее его содержания и его популярность опережала развитие компании. В чем это выражалось? — В уровне нашей рекламы и пиар-стратегии. Мы, не обращаясь к профессиональным рекламистам, создавали интересные рекламные ролики, делали настолько качественную наружную рекламу, что специалисты, оценивая рекламный бюджет, думали, что он в десятки раз больше. А люди, видя уровень и объемы нашей рекламы, приходили в клинику, представляя себе огромный частный госпиталь с миллиардным бюджетом и парком карет скорой помощи в сотню единиц. В действительности же мы только развивались.
Однако в самом начале мы сделали огромную ошибку: вышли на рынок с демпинговыми ценами, чего делать ни в коем случае нельзя, ведь снизить стоимость можно всегда, а вот поднять — очень сложно. Но тогда мы этого не знали и работали с такими низкими ценами года 3-4. Когда же задумали изменить ценовую политику, решили, что лучше 2-3 месяца посидим без клиентов, но выровняем цены с нашим ближайшим конкурентом Медикомом и подняли стоимость услуг сразу в 3 раза. Наладив работу скорой помощи, открыли стационар. И в этом была острая необходимость, ведь после того как человек воспользовался услугами нашей скорой, класть его было некуда, отчего мы теряли клиентов, делясь ими с другими частными клиниками. В государственную клинику везти не хотели, потому что это не медицина. Очень многие медструктуры развились в крупные компании и наработали базу клиентов лишь благодаря тому, что у нас в свое время не было стационара. Развивались за счет кредитных средств. Это сейчас у «Бориса» есть серьезные финансовые партнеры, а тогда занимали, что-то продавали и все заработанное вкладывали в бизнес. Я впервые подумал об отпуске лет через шесть после основания клиники, и не потому, что не было времени, а потому, что не было денег. Какова же рентабельность вашего бизнеса? — Если в месяц выходим на уровень 25-30%, то он считается суперудачным. А так, в среднем — около 20%. Как за 15 лет изменилась структура клиентов клиники? — Очень сильно. Когда мы начинали, только 2% населения могли себе позволить услуги частной медицины, сегодня — около 35%, и не только из-за роста популярности медицинского страхования. В Украине, наконец, появился класс белых воротничков — специалистов с доходом от $2 тыс., которые и составляют основной пул наших клиентов. Почему «Борису» удалось выжить, в то время как многие частные клиники прекратили свое существование? — Когда «Борис» начал работать, на рынке существовало пять крупных частных клиник, безусловным лидером среди которых был Медиком. Сегодня «Борис» занимает 75% рынка частных медицинских услуг, а из этих пяти клиник продолжает работать только Медиком. И так получилось не потому, что мы были умнее всех, — здесь, как я уже говорил, была большая доля везения. Мы ведь и бюджет клиники начали составлять только пару лет назад, до этого полагались на чутье и опять же везение. Наша основная заслуга в том, что нам из медучреждения удалось сделать предприятие, работающее по всем законам бизнеса. Например, в «Борисе» нет такой услуги, которую оказывают только днем или только по будням: здесь можно получить любую помощь любого врача круглосуточно, хоть консультацию маммолога в новогоднюю ночь — и такой случай у нас был. А все государственные больницы функционируют не по правилам бизнеса, и это их главная проблема. Бюджет, выделяемый сегодня государством на здравоохранение, достаточен для нормального развития медицины в стране, но только том в случае, если им правильно распоряжаться. По сути, бесплатной медицины нет и никогда не было. У меня был шок, когда я узнал, что взятка за место главврача районной больницы достигает $100 тыс. Значит, эти деньги как-то возвращаются. За работой конкурентов вы следите? — Традиционно в поле нашего зрения — Медиком, Евролаб и Биофармтех, на десятки других клиник просто не обращаем внимания. Но не дай Бог кому-то из сильных игроков уйти с рынка! Исчезнут сильные конкуренты — через год не станет и «Бориса», клиника превратится в государственную больницу. Отсутствие сильной конкуренции — это проблема для любого бизнеса, ведь если не будет конкурентов, мы не будем расти и развиваться: зачем, если и так пациенты понесут деньги нам. А пока есть конкуренты, затягиваем пояса и развиваемся дальше: постоянно подтягиваемся друг за другом, следим за ценовой политикой и закупаемым оборудованием. Если узнаю, что кто-то из конкурентов приобрел новое оборудование, сам покупаю новинку, но уже более дорогую и совершенную. Например, приобретаем машины скорой помощи по EUR100 тыс. — такие же, как и медучреждения Германии. Так же поступают и руководители других клиник. Не было бы конкурентов, вы думаете, мы бы взяли кредит на $17 млн на строительство клиники? Только на строительство? — Строительство и закупку оборудования. И это еще очень дешево она нам обошлась. Популярность бренда «Борис» помогла купить оборудование по ценам, ниже рыночных. Ведущие производители медицинской техники фактически боролись за право разместить на своих сайтах информацию о том, что оснастили первый в Украине частный медицинский проект полностью под ключ. Оклады врачей в частной клинике немаленькие, к вам, наверное, стоит очередь специалистов? — Стояла бы, если бы они были в нашей стране. С подбором персонала у нас огромная проблема, мы нередко приглашаем на работу иностранцев. Кроме того, зарубежные специалисты более работоспособны и обходятся дешевле. Мне на собеседовании украинская медсестра говорит, что $700 для нее мало, она лучше будет дома сидеть, чем получать такую зарплату, хотя в государственной больнице ее ставка — 300 грн. А отечественные врачи требуют оклады выше, чем у швейцарских профессоров.
Насколько дорого? — Боюсь озвучивать такие цифры в прессе. Поверьте, для украинского обывателя, даже состоятельного, это баснословные деньги. И все эти расходы оплачивают пациенты, но другого выхода у нас нет. Какую долю в стоимости услуги составляет оплата труда врача? — Минимум 33%. И сейчас ведь подавляющее большинство докторов стремится получать процент от стоимости оказанных услуг. Взять на ставку хорошего специалиста — это чудо. А что еще формирует стоимость услуги? — Амортизация здания и оборудования, расходные материалы и лекарства, мы ведь все закупаем за границей, даже гипс. В Украине нет качественного гипса? — Качественный есть, но, устанавливая такие высокие цены за обслуживание в нашей клинике, не можем накладывать человеку обычный гипс. Покупаем гипс с замком-молнией, чтобы его при необходимости можно было снять. Клиент по своему вкусу может выбрать и цвет гипса: розовый, зеленый. Помню, в 2005 году лечить свой перелом к нам пришел один известный политик и попросил наложить ему гипс оранжевого цвета. Мы выполнили его просьбу. Не планируете выходить в регионы? — Думаем об этом. Возможно, перед Евро-2012 откроем в некоторых регионах филиалы. Пока же будем строить роддом, потому что в Украине существует только один частный роддом в клинике «Исида» и он уже не справляется с потоком клиентов: в палату за $7 тыс. попасть невозможно.
Персона
Образование: 1985-1988 гг. — Киевское высшее медицинское училище им. П. Гаврося 2003-2007 гг. — Национальный университет физкультуры и спорта (факультет «физическая реабилитация», диплом с отличием) Гордится: своей семьей и клиникой «Борис» За что стыдно: за то, что смирился с мыслью, что на выборах от него ничего не зависит Кредо: быть оптимистом Хобби: рыбалка Последняя прочитанная книга: Дина Рубина «На солнечной стороне улицы» Карьера 1987-1989 гг. — фельдшер выездной бригады Киевской станции скорой помощи 1989-1993 гг. — замдиректора компании «Киевконцерт» С 1993 г. по настоящее время — президент медицинской клиники «Борис» Компания Клиника «Борис» создана в декабре 1993 года. Клиентская база насчитывает более 4 тыс. человек Штат персонала: более 600 человек Рост заработной платы за 2007 год: на 30% Рентабельность бизнеса: около 20% Доход за 2007 год: 31 млн грн |