Главная былое Приходите завтра. Повальное снижение цен на иномарки возможно не раньше осени
Приходите завтра. Повальное снижение цен на иномарки возможно не раньше осени
09.06.2008 17:27

20 мая сразу два импортера автомобилей объявили о снижении цен на 10%. На пересмотр прайсов решились компании «Илта»и «Виннер Импортс Украина». Официальная причина: вступление Украины в ВТО, предусматривающее в том числе снижение пошлин на иномарки с 25% до 10%.

Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, Контракты

 

20 мая сразу два импортера автомобилей объявили о снижении цен на 10%. На пересмотр прайсов решились компании «Илта» (официальный импортер Peugeot) и «Виннер Импортс Украина» (импортер Ford, Volvo, Jaguar, Land Rover и Porsche). Официальная причина: вступление Украины в ВТО, предусматривающее в том числе снижение пошлин на иномарки с 25% до 10%. Соответствующий закон еще не принят Верховной Радой, однако Гостаможслужба с 16 мая разрешила импортировать машины, произведенные в странах — членах ВТО, с уплатой 10% пошлины вместо 25%. Таможенники обосновывают свое решение международными обязательствами Украины, зафиксированные в Протоколе о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию.

Парад уценок

Ранее импортеры заявляли, что после снижения импортных пошлин с 25% до 10% их машины не подешевеют. Аргументы при этом приводились вполне обоснованные: стоимость автомобилей определяет глобальное подорожание энергоресурсов, стали, комплектующих и высокий спрос на внутреннем рынке — очередь на некоторые модели достигает от трех месяцев до полугода.

Однако, похоже, нервы у импортеров не выдержали. На быстрорастущем рынке (автопродажи в Украине по итогам I квартала увеличились на 70%) больше возможностей отхватить долю рынка. Но при высокой конкуренции решить эту задачу можно только за счет снижения цен — проверено теми же автодилерами в 2004-2006 гг. Кстати, и Виннер, и Илта относятся к компаниям второго эшелона украинского авторынка: на долю первого приходится чуть более 2% автопродаж в натуральном выражении, на долю Илты — всего 0,7%.

Вслед за Виннером и Илтой о снижении цен заявила корпорация «АИС» (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, Ssang Yong, Renault, Audi, Citroёn, Dacia, Geely, Ford и др.) — третий по величине игрок украинского авторынка. В компании подтвердили Контрактам, что стоимость Citroёn будет снижена на 8%, Geely — на 3% (крупноузловая сборка китайских автомобилей в Украине ограничивает возможности компании для большего снижения цен). Стоимость машин из России в салонах АИС не изменится.

Впрочем, не исключено, что к концу года российские автомобили даже подорожают. По правилам ВТО Украина должна предоставить равные возможности для всех участников того или иного рынка. Это означает, что Украина обязана аннулировать Межправительственное соглашение с Россией о беспошлинной торговле. В этом случае автомобили и комплектующие из России будут ввозить в Украину на общих оснований — с уплатой пошлины.

Ждите ответа

Но большинство импортеров все же заняли выжидательную позицию. В компании «Торговый дом «НИКО» (официальный импортер Mitsubishi, более 4,7% авторынка в 2007-м) сообщили, что ценовая политика «не будет пересматриваться до официального принятия законодательных актов парламентом о введении новых пошлин на ввоз импортных автомобилей». Вместе с тем в НИКО не отрицают, что снижение цен возможно. Крупнейший игрок рынка — корпорация «УкрАВТО» (Chevrolet, Daewoo, ВАЗ, ЗАЗ) — пересматривать розничную стоимость автомобилей в ближайшие месяцы не планирует. «И производители, и импортеры имеют утвержденный бюджет на 2008 год, годовой план производства и поставок, — объясняет начальник департамента маркетинга и стратегического планирования корпорации «УкрАВТО» Юлия Птицына. — К тому же постоянно дорожают энергоресурсы и сталь (+45% к цене прошлого года), что повлияет на отпускную стоимость автомобилей уже в ближайшее время. Поэтому эффект от снижения таможенной пошлины полностью нивелируется ростом цен на автомобильные компоненты, а также зависимостью ряда операторов рынка от роста курса евро».

Тем не менее эксперты считают, что рано или поздно подешевеют импортные автомобили практически всех марок и почти во всех ценовых сегментах. «Первыми снизили цены компании, владеющие небольшой долей рынка или привязанные к курсу евро. За счет более привлекательных, чем у конкурентов, цен они могут значительно увеличить объемы продаж. Крупные импортеры ограничены квотами, спрос на их автомобили превышает предложение, а заказы на ближайшие месяцы уже оформлены. Поэтому они начнут снижать цены где-то к осени», — объясняет начальник аналитического отдела компании Pro-Consulting Александр Соколов.

Впрочем, в этом году парада уценок автолюбители могут и не дождаться. Украинские автопроизводители через своих лоббистов в парламенте не безуспешно проталкивают законопроект о переносе снижения пошлин на 1 января 2009 года — документ уже принят в первом чтении.

Летучие украинцы

Снижение пошлин и соответственно цен может стать для автодилеров хорошим подспорьем для удержания автопродаж на нынешнем высоком уровне. В апреле украинский авторынок поставил очередной рекорд — за месяц было продано 62 тыс. новых автомобилей. В I квартале рынок вырос почти на 70%. Основной драйвер автопродаж — рост объемов автокредитования: в 2007 году в долг приобреталось 45-50% автомобилей, в начале 2008-го — 50-55%. На увеличении числа автокредитов в январе—марте сказалось прошлогоднее ужесточение Нацбанком нормативов резервирования для финучреждений. Комбанки были вынуждены сократить сроки предоставления длинных займов на покупку недвижимости с 20-25 до 15 лет. Многие потенциальные заемщики, потеряв возможность взять ипотечный кредит, покупали автомобиль. В кредит украинцы чаще всего приобретали машины средней стоимости. По данным корпорации «УкрАВТО», доля «долговых» легковушек в сегменте $10-30 тыс. превышает 60%.

Однако в апреле-мае из-за роста стоимости ресурсов на международных рынках и в Украине ставки по автокредитам выросли на 3-4 п. п. в гривнях и 2 п. п. в долларах. По данным компании «Простобанк Консалтинг», средние эффективные ставки по автокредитам за последний месяц повысились на 1,5%, с начала года повышение составило 2-6% в зависимости от банка. По состоянию на 20 мая кредит на 5 лет для покупки нового авто в гривне можно было взять под 19,53-19,89% годовых (17,08-17,25% в январе), в долларах — 14,95-15% (13,73% в январе).

Новые ставки отпугнули часть потенциальных покупателей автомобилей. В некоторых банках в мае объемы автокредитования снизились на 20-40%. Однако в корпорации «УкрАВТО» утверждают, что за последний месяц доля кредитных продаж упала от силы на 2-3%. «Одновременно с повышением ставок банки делают все, чтобы удержать клиентов и сохранить прибыль. Многие улучшают условия кредитования при покупке б/у авто или увеличивают сроки. Кроме того, лидеры рынка кредитования увеличили ставки незначительно», — объясняет финансовый аналитик Простобанк Консалтинга Ростислав Майкович.

Повышение ставок действительно пока еще не является серьезным поводом отказаться от покупки авто. По сравнению с январем ежемесячные выплаты за машину стоимостью $15-17 тыс., купленную в кредит сроком на 5 лет, увеличились примерно на $3-5 с каждых $100. Но если автокредиты продолжат дорожать, спрос на автомобили неизбежно упадет. Вот тогда автодилеры и вспомнят о новых пошлинах: ужесточение кредитования они компенсируют снижением цен на автомобили.

Впрочем, автодилерам в любом случае не избежать спада продаж, если Верховная Рада таки отсрочит введение 10% пошлины до 2009 года. Спрос на автомобили снизится, поскольку потенциальные покупатели отложат покупку на потом, ожидая понижения цен. «В последние месяцы 2008 года возможен спад продаж. Многие отложат покупку в расчете на снижение розничных цен в 2009 году», — считает Александр Соколов.


Закат SKD

Эксперты предполагают сворачивание в Украине сразу нескольких проектов крупноузловой сборки (SKD) иномарок. Отечественные сборщики автомобилей будут вынуждены перейти на более затратное, но более рентабельное после вступления Украины в ВТО мелкоузловое CKD-производство. Машинокомплекты для крупноузловой сборки (SKD) по-прежнему будут облагаться пошлиной в размере 3-5%, а CKD-комплектующие можно будет ввозить беспошлинно.


Самовывоз — все равно дорого

«При покупке нового автомобиля за рубежом физическому лицу необходимо заплатить таможенный сбор, акциз, ввозную пошлину, НДС и налог с собственников транспортных средств», — рассказывает юрист юридической и патентной фирмы «Грищенко и Партнеры» Ирина Теличко.

В целом удорожание нового автомобиля при самостоятельном перегоне его из-за границы (с декларированием реальной стоимости) при пошлине 25% составляло 65-70% от стоимости авто. С новой, 10-процентной ставкой, — 40-45%.


Экспертиза

Не подешевеют

Андрей НЕСТЕРЕНКО,
гендиректор компании «Ниссан Мотор Украина»

— Нам известно о письме Гостаможслужбы, которым региональным подразделением предписано растаможивать импортируемые в Украину автомобили по ставке 10%. Но мы приостановили растаможку, поскольку изменилась сама процедура оформления авто. Сейчас под 10-процентную пошлину попадают только те группы автомобилей, которые завозятся из стран, входящих во Всемирную торговую организацию. Соответственно на границе приходится документально подтверждать, что та или иная группа машин произведена в стране — участнице ВТО.

В целом снижение ставки вряд ли приведет к заметному удешевлению автомобилей, поскольку цены определяет глобальная тенденция — удорожание энергоресурсов и комлектующих. При этом я не исключаю, что дополнительные поступления (за счет снижения ставки) позволят импортерам на некоторое время сдержать рост цен на автомобили.


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?