Из князей в таможню. Почему Валерий Хорошковский поменял канал «Интер» на кресло главного таможенника? |
16.05.2008 21:00 |
В интервью Контрактам
Валерий Хорошковский рассказал о том, что:
— Большинство таможенных норм Украины уже давно соответствуют правилам ВТО. Товарных групп, по которым в мае будет снижена пошлина, не так уж и много. Контрабанда живет своей жизнью, не пересекающейся с изменением ввозных пошлин. Например, на объемы контрабанды значительно сильнее влияют правила администрирования НДС. С отменой вексельной схемы оплаты «импортного» НДС, который вместо налоговиков начали собирать таможенники, ГНАУ сорвала план поступлений НДС в бюджет. Ваши отношения с председателем налоговой Сергеем Буряком не испортились? — Другого выхода не было.
Очень многие вексельные схемы были фиктивными. В 2007 году выписали векселей на
15 млрд После того как в феврале Гостаможня вдвое увеличила отчисления в бюджет, премьер-министр потребовала от вашего ведомства увеличить ежемесячные отчисления до 10 млрд грн. Это реально? — Вполне. В первую очередь за счет борьбы с занижением таможенной стоимости при растаможке товаров. Только благодаря этому мы можем добиться троекратного увеличения поступлений. Когда субъекты ВЭД начнут декларировать реальную таможенную стоимость, начнем борьбу с занижением в таможенных декларациях количества ввозимого товара. А вообще, хоть мы постоянно и меняем ловушки, схемы, матрицы противодействия контрабанде, недобросовестные бизнесмены не начнут растаможивать ввозимые товары в соответствии с законом, пока наказание не будет адекватным нарушению. Какие схемы противодействия контрабанде действуют сейчас? — Я не хотел бы детализировать конкретные методы, чтобы не спугнуть контрабандистов. Скажу лишь, что мы постоянно их меняем. Таможня — высокотехнологичная система, с учетом развития информационных технологий новая схема противодействия контрабанде может быть задействована на любом этапе таможенного контроля. Сейчас, к примеру, вызывает сомнения качество контроля грузов, правдивость предварительных деклараций. Бизнес, например, начал использовать схемы, позволяющие по одной декларации провести несколько грузовиков. Технологии борьбы с контрабандой нужно постоянно оттачивать. Многие действующие методы основаны на приказах середины 1990-х, когда технические возможности были принципиально другими. Кроме того, наши технологи рассуждают так: схема будет действовать тогда, когда таможенник и предприниматель будут действовать честно. Я же считаю, что нужно исходить из того, что и тот и другой будут постоянно нарушать правила. Минфин, пытаясь ликвидировать очередную схему льготного ввоза автомобилей, обязал субъектов малого предпринимательства — неплательщиков НДС — при осуществлении операций по импорту товаров в Украину платить налог. Правы ли автодилеры, утверждающие, что это нововведение в значительной степени увеличит объемы серого импорта машин? — Автодилеры называют серым импортом все, что идет мимо них. Но, хочу напомнить, что автомобили могут поставляться как гражданами, так и другими компаниями, а не только официальными дилерами.
Жизнь таможне усложнила большая разница между стоимостью доллара и евро. Автомобили на американском рынке гораздо дешевле, чем на европейском, особенно премиум-класса. Автомобили из Европы, предназначенные для Америки, массово везут в Украину. Сейчас ведем переговоры с немецкой фирмой, с помощью которой по ВИН-кодам в онлайн-режиме таможня сможет получать всю информацию о происхождении, сборке, комплектующих автомобиля, в том числе и по секонд-хенду, его стоимости. Если мы сможем приспособить систему распознавания авто, легализируем эту информацию, серого импорта будет меньше. Система стоит недорого, купить ее таможне вполне по силам. Через какие порты в Украину попадают серые автомобили? — Прежде всего через Ильичевск. Очень много легковушек завозят под видом разобранных или запчастей. В Украине выдано слишком большое количество лицензий на сборку автомобилей. Я знаю случай, когда старая модель Mercedes с 140-м кузовом после «обработки» тракторной бригадой стала Mercedes с 221-м кузовом. Бизнес всегда придумывал новые формы обхода законов, перед которыми государство бессильно. Темп, с которым бизнес предлагает изменения, значительно выше скорости реакции контролирующих органов. Гостаможслужба в свое время договорилась с Всеукраинской ассоциацией автомобильных импортеров и дилеров о сотрудничестве: взамен на информацию о серых и черных поставках таможня будет растаможивать автомобили официальных дилеров по упрощенной схеме. Меморандум действует? — Такое сотрудничество никогда не даст стопроцентного результата. Мы помогаем им, они нам, хотя бы тем, что предоставляют информацию о текущем уровне цен производителей. Но машины — такой товар, цена на который зависит даже от типа покраски. Что уж говорить о подержанных авто. Я рад, что это соглашение существует, но не уверен, что оно результативно. Энергетическая региональная таможня возбудила уголовное дело по факту ввоза в Украину 5,5 млрд куб. м природного газа на сумму 4,999 млрд грн без таможенного оформления. По мнению экспертов, основными обвиняемыми могут стать представители НАК «Нефтегаз Украины». Так ли это? — Гостаможслужба возбудила уголовное дело по факту контрабанды природного газа неустановленными лицами. Но будут ли обвинения, сказать сложно. Вообще тяжело отследить, какой газ попал в страну, мы ведь не можем этот товар пощупать. Нам остается полагаться на контракты и показания счетчика о входе и выходе голубого топлива. Фиксируем объемы газа, то, что осталось в стране, должно пройти таможенное оформление. Друг СБУ Служба безопасности заявила, что будет помогать Гостаможне бороться с контрабандой. Вы готовы принять эту помощь?
С какой целью региональные таможни заменили областными? — Региональные таможни частично выполняли функции центрального аппарата, а мне посредники не нужны. Новые же таможни выполняют функцию внутренней таможни с непосредственным и полным подчинением Гостаможслужбе. Что еще планируете поменять в структуре таможни? — Мы будем пересматривать кадровый состав ряда таможен, подозреваемых в оборванных транзитах (схема, когда товар якобы экспортируется, а на самом деле остается в стране). Планируем закончить кадровую чистку в течение полугода. Почему на украинско-польской границе постоянные заторы? — Прежде всего из-за колоссального увеличения количества автотранспорта. Технологические возможности таможни в Ягодине позволяют ей пропускать 170-180 транспортных средств в день, а там проходит 500. Нам остается только поднять шлагбаум и смотреть, как этот караван идет без таможенного досмотра. Инфраструктура на западной границе была построена в 1998 году. С тех пор деньги на усовершенствование пунктов пропуска не выделяли, персональный состав не менялся, хотя количество транспорта ежегодно увеличивается. Круче русских Как вы считаете, почему именно вас назначили председателем Гостаможслужбы? Ведь у вас не было опыта работы ни в силовых, ни в таможенных структурах. — Я профессиональный управленец и достаточно долго руководил крупными бизнес-структурами. Думаю, люди, принимавшие решение о назначении, тщательно проанализировали мои профессиональные навыки. Управление госструктурой от управления компанией сильно отличается? — Конечно. Управление сводится не только к функциям менеджера, но и к человеческому фактору. А уровень коррупции в госструктурах существенно выше, чем в бизнесе. Кроме того, существует ряд должностей и профессий, которые котируются не только в госучреждениях, но и на рынке труда в целом, к примеру, IT-специалисты. Государственные структуры оценивают их труд на порядок ниже, чем частные компании. Поэтому в Гостаможслужбе я столкнулся с проблемой удержания кадров. Люди приходят, обучаются и предлагают свой труд за приличную оплату частникам. Их с удовольствием покупают, так как они уже опытные специалисты. У меня нет инструментов, чтобы их удержать. Зачем вам, успешному бизнесмену, брать на себя ответственность за громоздкую и коррумпированную госструктуру? — Это как со штангой: чем больше вес, тем значительнее трудности, задачи и выше амбиции. Однако положительный результат приносит огромное удовольствие. Когда я впервые попал в госструктуру, мне было достаточно сложно (с 30 ноября 2002 года по 11 января 2004 года — министр экономики и по вопросам европейской интеграции. — Ред.). Сейчас намного легче. Вы возглавляли российскую Евраз Груп. Чем отличается российский бизнес от украинского?
Почему собственники ЕвразХолдинга пригласил именно вас? — Когда я приглашаю на работу, я знаю почему. Так что об этом нужно спросить у представителей Евраза. С руководством российской компании я был знаком очень давно и ехал не в компанию, а к людям, с которыми общаюсь много лет. Я хорошо понимал, что меня ждет и при каких условиях придется работать. Существует мнение, что с помощью Хорошковского Евраз планировал обеспечить мощное лобби во время первой приватизации Криворожстали... — Эксперты очень интересные люди: сначала делают прогнозы, а потом пытаются объяснить рынку, почему они не исполняются. Я спокойно отношусь к подобным заявлениям. Могу сказать одно: мой лоб цел, я ничего не лоббировал. До назначения главой Гостаможслужбы вы управляли телеканалом «Интер». Насколько выгоден медиабизнес? — Признаюсь, очень выгоден. Раньше медиа занимались по политическим мотивам, но с каждым годом все больше доминирует бизнес-интерес. Я бы сказал, сейчас новостям можно доверять. По крайней мере, правдивое зерно всегда присутствует. Можно спорить о качестве: нравится или не нравится, но это вопрос вкуса. Например, руководство Интера в основном готовит программы, исходя из желания повысить рейтинг канала. Зачем вы создаете медиагруппу? — Чтобы доминировать на рынке. Медиагруппа помогает отдельным каналам или изданиям выжить на рынке. Отдельно взятые каналы не имеют перспективы.
Карьера таможенника
Декабрь 2006 г. — назначен первым заместителем секретаря СНБО Сентябрь 2005 г. — глава наблюдательного совета телеканала «Интер» 2004 г. — старший вице-президент, президент компании «Евраз Груп» Сентябрь 2003 г. — председатель наблюдательного совета НАК «Нефтегаз Украины» Декабрь 2002 г. — член СНБО Украины Ноябрь 2002 г. — министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины Июнь 2002 г. — заместитель, первый заместитель главы Администрации президента Украины 1998 г. — советник премьер-министра Украины 1998 г. — народный депутат Украины 1997 г. — помощник премьер-министра Украины 1996 г. — член политсовета НДП 1994 г. — директор ПКП «Венеда Лтд», президент фирмы «БОВИ», президент концерна «Меркс» 1994 г. — окончил КГУ им. Т. Г. Шевченко 1986 г. — ученик токаря завода «Арсенал», водитель Киевского зоопарка 2 января 1969 г. — родился в Киеве |