Главная былое Как дорожают продукты. Насколько оправданным является подорожание товаров и услуг?
Как дорожают продукты. Насколько оправданным является подорожание товаров и услуг?
05.05.2008 19:46

Контракты изучили формирование цены подсолнечного масла, мяса, хлебопродуктов, транспортных услуг и нефтепродуктов – и выяснили, насколько оправданным является подорожание товаров и услуг, цены на которые растут быстрее всего.

Koнтракты

 

ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО

  

Структура розничной цены*

35% Наценка производителей, посредников и розницы

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы с декабря 2007-го выросла с 3,2 до 4,1 грн

15% Затраты на производство (энергоресурсы, зарплата, административные расходы, логистика)

В первые три месяца увеличились менее чем на 10%

50% Семена подсолнечника

В I кв. цены выросли почти на треть в первую очередь из-за подорожания сырья на мировом рынке. Причина — рост мирового спроса на семечки. Доля Украины в мировых поставках сырья — 40%

* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации.
По данным экспертов, Минэкономики, ассоциации «Укролияпром», открытых источников, расчеты Контрактов


Основные причины подорожания подсолнечного масла — повышение мировых цен. «Цены в Украине постепенно подтягиваются к мировым. Отставание внутренних цен от мировых, возникшее в период ожидания экспортных квот, сейчас сокращается», — комментирует эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Анна Кузнецова. Аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь уточняет, что повышение розничной стоимости масла в основном вызвано ростом цен на семена подсолнечника: «Одна из главных причин — увеличение спроса на биотопливо, также производимое из семечек. А цены на него привязаны к ценам на бензин и ДТ, которые в мире значительно выросли». По словам Жолудя, Украина является крупнейшим игроком на мировом рынке подсолнечника, контролируя до 40% поставок: «Мы потребляем 200-250 тыс. тонн масла, а сырья выращиваем на 1 млн тонн. Украинские экспортеры подсолнечника влияют на мировые цены намного больше, чем, например, металлурги. Эта отрасль ориентирована на экспорт. На масло нет экспортной пошлины, хотя и существуют квоты».

Впрочем, спекулятивная составляющая в розничных ценах на масло тоже существует. В марте Антимонопольный комитет Украины оштрафовал двух крупнейших производителей — Кернел-Трейд и Сан-Трейд — на 60 млн грн каждого — за «согласованные антиконкурентные действия на рынке подсолнечного масла» в июле-августе 2007-го. АМКУ доказал, что они летом прошлого года необоснованно повысили цены на масло. Если бы производители и розница сохранили уровень прибыли при продаже масла хотя бы на уровне февраля 2008-го, оно в I кв. подорожало бы не более чем на 17%.


 

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ

   

Структура розничной цены*

40-50% Наценка производителей, посредников и розницы

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца увеличилась с 12 до 16 грн/кг

30-40% Корма

За три месяца подорожали менее чем на 20%

5% Энергоресурсы, обработка (откорм, забой, разделка), логистика

Затраты выросли на 12%

7% Заработная плата

Увеличилась не более чем на 5%

8% Другие производственные расходы

Не изменились

* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации. По данным экспертов, Минэкономики, открытых источников, ассоциации «Укрмясопродукт», расчеты Контрактов


Основные причины роста цен на мясо в I квартале 2008 года — подорожание кормов, ГСМ и энергоресурсов, повышение минимальной заработной платы, дефицит мяса. Начиная с 1988 года в Украине ежегодно сокращается поголовье крупного рогатого скота и свиней. Спрос на мясо сейчас явно превышает предложение. Этим и пользуются игроки рынка, взвинчивая цены. «С одной стороны, продолжает снижаться поголовье КРС. С ростом доходов сельские жители перестают выращивать скот на продажу, а именно они были поставщиками 50% всего мяса в Украине. В результате возник дисбаланс между спросом и предложением, — рассказывает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — С другой стороны, из-за роста доходов малообеспеченных жителей городов увеличивается спрос на мясо». По предварительным оценкам Института экономических исследований и политических консультаций, снижение объемов предлагаемого мяса (в т. ч. свинины) на внутреннем рынке на 10% влечет за собой рост цены на него на 12,9%.

Тем не менее при сохранении январского уровня прибыльности при продаже мяса (размера наценки) его стоимость в рознице должна была увеличиться менее чем на 9%, а не на 17%. В I квартале стоимость кормов увеличилась менее чем на 20%, энергоресурсов — 13%, заработной платы — 5%. В розничной стоимости мяса эти расходы составляют около 40-50%. По словам заместителя главы ассоциации «Укрмясопродукт» Ирины Мельник, мелкие операторы розничной торговли (на них приходится 50% продаж) сейчас продают мясо и мясопродукты с наценкой на уровне 50%. Маржа некоторых продавцов и вовсе превышает 100%.


 

ХЛЕБ И ХЛЕБОПРОДУКТЫ

   

Структура розничной цены*

20% Общая наценка производителей, посредников и розницы (для массовых сортов, на которые приходится 80% всего рынка хлеба)

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца уменьшилась примерно с 50 коп. на кг до 40 коп.

45% Мука и другие продукты (куриные яйца, дрожжи, соль, сахар и т. д.)

Мука в I кв. подорожала на 9%, другие продукты, используемые в хлебопроизводстве, — на 5-10%

10% Энергоресурсы (в том числе газ)

Рост цен в январе—марте — 10-20%

25% Административные, производственные расходы, зарплата, логистика

Увеличились менее чем на 5%

* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации. По данным экспертов, Минэкономики, ассоциации «Укрхлебпром», открытых источников, расчеты Контрактов


Цены на хлеб растут на фоне подорожания сырья и энергоресурсов. При сохранении наценки на уровне сентября — декабря 2007-го стоимость хлебопродуктов в рознице должна была увеличиться на 15-20%. Однако в большинстве регионов цены выросли только на

10-15% — пекари вынуждены снижать рентабельность т.к. местные администрации установили предельные наценки на социальный хлеб на уровне 10%. «Цены на хлеб напрямую зависят от местных бюджетов — сколько денег выделяют власти на субсидирование производства хлеба в регионе. В результате складывается парадоксальная ситуация: в депрессивных регионах «социальный» хлеб дороже в полтора раза, чем в Киеве», — отмечает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По словам операторов рынка, в некоторых случаях даже субсидирование не перекрывает всех расходов на выпечку хлеба: рентабельность производителей «социального» хлеба, как правило, находится на уровне 1-2%. Тогда как пекарни, не получающие дотаций из госбюджета и не выпекающие массовые сорта, работают с рентабельностью, нередко превышающей 30%.

По данным Института экономических исследований и политических консультаций, основные причины роста цен на хлебобулочные изделия — рост производственных затрат, повышение цен на зерновые культуры и энергоресурсы. Хлеб, мука и зерно — одни из немногих продуктов в Украине, цены на которые занижены. Поэтому их нынешняя стоимость далеко не предел. Внутренние украинские цены на зерновые культуры ниже мировых примерно на 30-40%. По данным Укрхлебпрома, 80% всего потребляемого в стране хлеба продается по регулируемым государством ценам.


 

ПАССАЖИРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТ


Структура стоимости проезда*

50% Наценка перевозчиков (в большинстве случаев — прибыль, т. к. многие работают по упрощенной системе налогообложения)

Доход перевозчиков с одного пассажира увеличился с 50 коп. до 80-90 коп.

35% Техническое обслуживание автопарка, зарплата сотрудников, административные расходы

В сумме эти затраты увеличились менее чем на 6-7%

15% Топливо

С начала 2008-го подорожало менее чем на 13%

*По данным экспертов, Минэкономики, открытых источников, расчеты Контрактов


Недавнее повышение цен — это в большинстве случаев спекуляция на подорожании нефтепродуктов. «Городские пассажирские автоперевозки — очень выгодный бизнес. Стороннему предпринимателю крайне сложно попасть в пул компаний-перевозчиков, формируемый городскими администрациями. Прибыль в сфере городских перевозок составляет 30-50% от выручки. После повышения цен этот показатель в большинстве случаев вырос», — говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Повышение стоимости топлива на 13% и увеличение зарплат (максимум на 5%) должны были привести к росту стоимости проезда всего на 6-7% (при сохранении перевозчиками уровня прибыли декабря 2007 года). Повышение стоимости проезда в полтора раза позволяет перевозчику работать со сверхприбылью (50-70% выручки). Кроме того, по информации Антимонопольного комитета Украины, в ходе проверок выявлены многочисленные факты нарушения автоперевозчиками налогового законодательства, преднамеренное утаивание 50-75% выручки, что еще больше увеличивает их прибыль.


 

НЕФТЕПРОДУКТЫ


Структура розничной цены*

20% Наценка производителей, посредников и розницы

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца не изменилась — 1,1-1,2 грн на литре ДТ или 95-го

40% Нефть

В I кв. мировые цены выросли на треть из-за роста потребления в развивающихся странах и спекулятивного спроса

15% Производственные затраты, зарплата, логистика, административные расходы

Затраты увеличились менее чем на 5%

25% Налоги (крупный опт, опт, и розница)

Остались неизменными

*По данным экспертов, Минэкономики, UPECO, открытых источников, Института нефти УАН, расчеты Контрактов


Основной фактор увеличения стоимости топлива в Украине — мировой рост цен на нефть. В I кв. 2008 года оптовые цены сырой нефти в Северном полушарии выросли почти на треть из-за падения курса доллара, спекуляций на товарных биржах и роста спроса на нефть и нефтепродукты в странах Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Китае и Индии.

«Как правило, при увеличении рыночной стоимости нефти на 10% цена нефтепродуктов в Украине увеличивается на 5% (в розничной стоимости нефтепродуктов нефть занимает 40%. — Прим. Контрактов)», — объясняет исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. «Повышение розничных цен на 10-13% позволило игрокам рынка сохранить удельную прибыль — на каждом литре нефтепродуктов — на уровне декабря 2007 года», — говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

 


Анонс нового номера 

Любой ценой

В 2008 году инфляция в Украине составит 17-20%, прогнозируют отечественные аналитики. С украинскими специалистами солидарны западные экономисты: во всемирном банке предсказывают 17,2% роста цен в Украине, в Международном валютном фонде – 17,1%, в рейтинговом агентстве Standart&Poor`s – 20%. Почему дорожает все и что с этим делать – читайте в деловом еженедельнике Контракты

Ва-банк

Ожидается, что в 2008-м инфляция в Украине достигнет 20%. В январе–марте потребительские цены выросли на 9,7%. Доходность выше или на уровне инфляции в первом квартале показали только депозиты в гривне и золото. Остальные инструменты не перекрывают инфляцию. Во что же инвестировать в условиях высокой инфляции – читайте в деловом еженедельнике Контракты.


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?