Исправленному верить. Автоматы по продаже семечек будут на каждом углу? |
03.05.2008 15:31 |
Однако, как выяснили Контракты, не всем победителям удалось получить обещанные золотые горы и начать свое дело. Практика показывает, что «акулы», которые берут на себя во время программы определенные инвестиционные обязательства, далеко не всегда или не в полной мере выполняют их после эфира. Это подтверждает история 24-летнего студента Николаевского кораблестроительного университета Геннадия Самокиша, участвовавшего в пятом сезоне программы. Он предложил инвесторам издать свою книгу по прикладному судостроению (пособие для «чайников» — как построить яхту в домашних условиях). Проектом заинтересовался Александр Меламуд, бизнесмен и по совместительству писатель, однако существенно урезал финансирование проекта.
Юноша попросил у «акул» $60 тыс. Значительную часть этой суммы, более $40 тыс., он рассчитывал потратить на печать 10 тыс. экземпляров своей книги и ее промоушн, в частности, рекламу в профильных изданиях по судостроению. Авторский гонорар хотел получить в виде 20% от прибыли за каждую проданную книгу. Кроме того, инвестиции нужны были Геннадию для строительства парусного катамарана: он планировал сделать его собственными руками, запечатлев все этапы возведения судна на фото- и видеоносителях, чтобы после проиллюстрировать книгу фотографиями и выпустить DVD-версию пособия. Но Александр Меламуд, согласившийся во время эфира выделить запрашиваемые $60 тыс., после сократил финансирование до $5 тыс. Он порекомендовав Геннадию отказаться от строительства катамарана и ограничиться чертежами судна и его компьютерной версией, поскольку специализированная книга с DVD-приложением по цене 60 грн в рознице вряд ли будет пользоваться популярностью. Кроме того, убедил сократить тираж книги до 1 тыс. экземпляров, отказаться от ее рекламы и установить цену на уровне себестоимости. Бизнесмен пообещал, что сможет продавать книгу через сеть своих магазинов или книжные супермаркеты друзей. И если ее успешно раскупят, сможет профинансировать издание дополнительного тиража.
«Александр Меламуд объяснил, что именно так понял условия нашего сотрудничества, а я в ответ на это предложил ему еще раз посмотреть программу, в которой обсуждали мой проект. Но деваться было некуда, поэтому принял его условия. В конечном итоге я, конечно, не зарабатываю денег в чистом виде, зато реализовываю свою давнюю мечту стать писателем», — объяснил Геннадий Самокиша, который уже подготовил книгу на 30%. Он предложил своему инвестору, который финансирует его проект под честное слово, заключив только устный договор, еще один, но более дорогой проект — создание яхтостроительной верфи за $300 тыс. Александр Меламуд, кроме всего прочего, известный яхтсмен, раздумывает над этим предложением. Если же у Геннадия, планирующего связать свое будущее вовсе не с писательством, а с яхтостроением, не сложится с издательским бизнесом, он может принять предложение Дмитрия Галбмиллиона о работе в его яхтенной компании. Еще меньше повезло победителю четвертого сезона Акул бизнеса Виктору Панькиву из Тернополя. Несмотря на живой интерес сразу двух инвесторов к его проекту — развитию службы такси для женщин, обе «акулы» впоследствии соскользнули с крючка, оставив парня без обещанных денег. Подробнее об этом читайте в блицинтервью с Виктором Панькивом. Становится хорошей традицией участие в программе деятелей шоу-бизнеса. Так, в пятом сезоне приняла участие и стала победителем группа «Крихітка Цахес». Музыканты просили «акул» о беспроцентном кредите размером $60 тыс. сроком на 14 месяцев на развитие группы: для записи нового альбома и его продвижения, создания клипа, обновления технической базы и т. д.
Лидер группы Александра Кольцова объяснила свое решение искать средства на развитие столь нетрадиционным способом так: «Вначале идея участвовать в шоу «Акулы бизнеса» возникла у нас как шутка, а потом переросла в серьезное намерение. Среди друзей у меня есть пара знакомых миллионеров, но бизнес бизнесом, а дружба дружбой. А условия аналогичного кредита в банке меня не устроили. Во-вторых, мне было интересно, смогу я или нет. Мне нравится создавать прецеденты». Вложить в «Крихітку Цахес» согласились сразу три «акулы»: Оксана Елманова, Вадим Гриб и Гарри Корогодский. Последний отметил: «Не могу назвать себя поклонником какой-либо группы — мне просто понравилась музыка «Крихітки Цахес» и сами люди. Пришлось по душе в первую очередь то, что ребята не насаждают псевдоукраинскую музыку, а действительно поют на красивом украинском языке. Инвестировал скорее как меценат, а не инвестор, то есть ожидаю только возврата вложенных средств в оговоренный срок, без прибыли».
Музыканты утверждают, что несколько процентов от займа им уже удалось окупить. «Мы зарабатываем только концертами, которых благодаря новому клипу стало больше. Кроме того, у нас новая музыкальная программа с хорошим потенциалом, на днях собрали полный клуб в Киеве, так что все идет по плану. «Акулы» нам очень помогли. И единственное, о чем я жалею, — нужно было взять кредит на более длительный срок. Но я сделаю все возможное, чтобы выполнить свои кредитные обязательства вовремя», — заключила Саша. Василий Сеногач, предприниматель из Шахтерска, городка в Донецкой области, подкупил «акул» — семечками. Он предложил продавать семена подсолнечника через специальные автоматы. Однако сумел заинтересовать инвесторов не только свежестью самой идеи, но и заявлением, что аппарат по продаже семечек изобрел собственноручно, подтвердив свои слова представленными чертежами. Как рассказал Василий, ставку в своем проекте он делал именно на то, что такого предложения рынку еще никто не сделал, а потребность в подобном изобретении в Украине уже есть. «Продажа семечек на открытых и стихийных рынках уже не так распространена. У нас в Шахтерске, например, уже давно никто не покупает семечки у бабушек. Их берут в магазинах, в фабричной упаковке, а мы предлагаем семечки на развес по 45 граммов, — говорит Василий. — Посмотрите, как популярны сейчас кофейные автоматы, но они стоят EUR4-5 тыс., а свои аппараты я изобрел и собираю сам, поэтому их стоимость будет значительно ниже».
Выделить необходимую сумму — $40 тыс. — согласился Игорь Дидковский, президент группы компаний «Родовид». По расчетам Василия, этой суммы должно было хватить на сборку и установку 26 аппаратов, а также на закупку сырья. Но когда задуманное стало осуществляться, оказалось, что этих денег недостаточно. «С момента составления бизнес-плана прошло более 4 месяцев, — объясняет Василий. — Подорожало не только сырье, но и комплектующие для аппарата. В целом его себестоимость возросла с тех пор на 10-15%. Кроме того, консультируясь со специалистами, решил применить дозатор не хромированный, а из пищевой нержавейки. Он гораздо качественнее, но почти в два раза дороже». Поэтому полтора месяца назад Игорь Дидковский выделил изобретателю семечковых аппаратов еще 10 тыс. грн. В настоящее время автоматы почти собраны, подана заявка на получение патента. Проект планируется запустить через несколько месяцев, но пока не известно, будут ли установлены все аппараты в Шахтерске или же часть из них порадует любителей семечек и в Донецке. «Сначала мы договорились о том, что, помимо зарплаты, моя доля в бизнесе составит 10%, — говорит Василий. — Но Дидковский в случае удачного запуска первых экземпляров пообещал установить аппараты во всех регионах Украины. А когда обороты бизнеса дойдут до 3 млн грн, моя доля увеличится до 20%». Андрей Кобылинский, молодой предприниматель, пришел на программу не за воплощением своих бизнес-идей, а за необходимыми инвестициями для развития и расширения уже существующего бизнеса — парка развлечений для корпоративных праздников. Он тоже предполагает, что отсутствие предложения на рынке поможет проекту стоимостью $200 тыс. окупиться за 2 года. Сейчас он существует в виде выездного парка со всевозможными аттракционами для взрослых — площадками для борьбы сумо, боев гладиаторов и т. п. Идя на шоу, Андрей планировал получить деньги на организацию стационарной площадки для корпоративных развлечений возле какого-нибудь известного ресторана.
«После программы я записал сразу три телефона потенциальных инвесторов: Дмитрия Галбмиллиона, Александра Меламуда и Оксаны Елмановой, — рассказывает Андрей Кобылинский. — Но больше всех интерес к моему предложению проявила Оксана Елманова, генеральный директор группы компаний FIM. Дело в том, что у нее уже есть земельный участок вдоль Житомирской трассы, на котором она планирует построить ресторан, а рядом с ним предложила мне разместить парк развлечений». Правда, пока реализация проекта отложена до осени: согласовывается бизнес-план, обсуждаются детали сотрудничества. В частности, Андрею и его инвестору еще предстоит определить, как будут распределяться их доли в новом предприятии. Молодой предприниматель будет участвовать либо деньгами из расчета 50 на 50, либо уже существующим бизнесом: клиентами и непосредственно аттракционами. В разговоре с корреспондентом Контрактов Андрей, полный задора и энергии, посетовал, что хотел бы начать реализацию бизнес-идеи побыстрее. «Я не переживаю по поводу того, что проект может не состояться, — сказал он, — поскольку уверен, что все получится, если не с Елмановой, то с каким-нибудь другим инвестором». Сразу две «акулы», Андрей Задорожный и Гарри Корогодский, взялись инвестировать в проект по созданию диджей-кафе в стиле R&B, который представил 20-летний киевлянин Василий Артющенко. Площадка для этого заведения пока не найдена, но переговоры о ее приобретении уже ведутся, и, надеется Василий, со дня на день будет заключен договор об аренде необходимого участка. В таком случае уже к концу июня у любителей R&B-вечеринок появится место для времяпрепровождения. Именно на этот период запланировано открытие нового «неформатного» заведения.
«Проблемы возникли из-за экономически необоснованных размеров арендных ставок, — объясняет Василий. — Ведь с момента заключения договора с инвестором прошло 5 месяцев, и только сейчас нам удалось приблизиться к решению вопроса об аренде земельного участка. А обращаться к инвесторам за помощью я не стал, они содействуют мне только в стратегических вопросах». Еще одной трудностью на пути к успеху, которую отметил предприниматель, стала нехватка профессионального персонала. «Специалисты высокого уровня претендуют на работу в дорогих и уже раскрученных заведениях, где им могут предложить высокую заработную плату, — говорит Василий. — В сфере обслуживания в большинстве своем высокая текучесть кадров, поэтому найти и удержать персонал будет непросто. Сейчас мне нужны молодые и амбициозные сотрудники».
Помимо специфического музыкального контента своего будущего заведения, Василий также желает удивить столичную публику и его дизайном. Оформление своего кафе он планирует выдержать в так называемом стиле необарокко. «Несколько заведений в таком стиле существуют лишь в Москве и Санкт-Петербурге, — рассказывает начинающий ресторатор. — И хотя в интернете можно найти множество образцов интерьеров с таким дизайном, в украинских заведениях к стилю необарокко пока никто не прибегал».
Как оказалось Женщины подождут
— Моя невеста подсказала мне идею сделать такси для женщин. Водители в такой службе — женщины, и салон авто наполнен сугубо женскими атрибутами: женскими журналами, которые пассажиры — представительницы слабого пола могут читать во время поездки, косметичкой со всевозможными средствами по уходу за внешностью, влажными салфетками и даже колготками. К моменту участия в программе нам уже удалось реализовать эту нестандартную идею: такое такси работало в Тернополе с парком в четыре автомобиля Daewoo Matiz. И сколько денег вам понадобилось для расширения бизнеса? — Планы были очень масштабными. Я и инвесторы должны были вложить в уставный фонд предприятия по $62 тыс. для закупки 40 автомобилей для работы в Тернополе. В дальнейшем общая сумма инвестиций должна была составить $370 тыс. для работы в 7 регионах на 190 автомобилях. Идея сразу понравилась двум инвесторам — Александру Кардакову и Сергею Тигипко. Мы договорились о равных долях в этом проекте, то есть по 33,3%. Но сейчас речь о развитии в регионах даже не идет, потому как без помощи инвесторов я не справлюсь. Что послужило причиной отказа инвесторов от договоренностей? — Не знаю. С Тигипко сотрудничество не сложилось с самого начала. В сентябре, спустя 2 месяца после съемки передачи, я предварительно отправил для изучения его специалистами бизнес-план и финансовые документы, вскоре мы должны были встретиться. Однако связаться с инвестором нам не удалось. Региональный же представитель, которому и было поручено ведение дела, объяснил, что этот проект ему не интересен. Александр Кардаков на передаче выступил основным инициатором и первый предложил инвестировать в ваш проект. Он тоже бесследно исчез? — Нет, мы виделись с тех пор уже три раза. Второй инвестор оказался более обязательным, хотя и отказался от первоначальных договоренностей, пока мы ведем переговоры и консультации. О чем вы договорились? — Речь шла уже не об инвестициях, а о беспроцентном кредите размером $120 тыс. для рекламной кампании, закупки 50 автомобилей, оборудования таксомоторного парка, машин. Тогда мы планировали, что через полгода начнем отдавать кредит, а за 18 месяцев полностью погасим его. Но дело также остановилось на неопределенное время. Чем вы занимаетесь сейчас? — Развиваем свой проект, только в меньших масштабах, за счет собственных и заемных средств. Автомобилей уже 12, большинство из которых взяли в кредит. Если все пойдет так, как рассчитываем, к концу года увеличим парк до 30 авто. Но загадывать не буду. Все деньги, получаемые от работы нашего сервиса, вкладываем в развитие: с момента открытия бизнеса уже инвестировали в него около $100 тыс. Концепция меняться не будет? — Глобально нет, но есть некоторые изменения. Например, кроме Daewoo Matiz, закупим еще Chevrolet Aveo. Станем принимать на работу и мужчин-водителей — по многим причинам, например, для работы в вечернее и ночное время. Планируете привлечь в проект других инвесторов? — Конечно. Нашим бизнесом еще до передачи заинтересовались региональные инвесторы, но мы затягивали с этими переговорами, так как у нас была основная договоренность с «акулами». Теперь же мы планируем в ближайшее время возобновить с ними отношения. |