Главная былое Миллион на колесах. Больше половины всех автомобилей в Украине собирается отечественным производителем ®
Миллион на колесах. Больше половины всех автомобилей в Украине собирается отечественным производителем ®
11.04.2008 15:38

Оптимисты прогнозируют, что мы сможем дорасти до миллиона производимых авто в год уже в ближайшие 3-5 лет. Если сумеем приспособиться к новым правилам ВТО.

Ирина Садовая

Украина впереди по динамике

Даже несмотря на зыбкую политическую обстановку, утверждает и аналитическое агентство АВТОСТАТ, потенциал для быстрого роста авторынка в нашей стране еще есть.

По итогам 2007 года,  в Украине сошло с конвейеров 400 тысяч штук легковых, коммерческих, грузовых автомобилей и автобусов. Причем, кроме уже традиционных производителей – «ЗАЗа» и «ЛуАЗа» – приступили к созданию полномасштабного производства корпорация «Богдан» и ЗАО «Еврокар». Отрадно, что в Херсоне появился новый автомобильный производитель группы «Випос», который, предположительно, тоже не будет заниматься только чистой крупноузловой сборкой, а сделает все, чтобы в Украине был создан еще один бренд полномасштабного производства.

АвтоЗАЗ. Цех сварки

Уже сейчас украинский авторынок занял 7-е место в Европе по объему продаж, улучшив свои прошлогодние показатели на 2 пункта. О нем говорят как об одном из самых динамичных. За прошлый год в Украине продано 542 тысячи новых автомобилей, что на 46% больше, чем в 2006 году.Теперь наш авторынок больше австрийского, голландского и бельгийского. Выше только страны с показателями более 1 миллиона авто в год - Германия, Италия, Россия, Великобритания, Франция, Испания.

Нашему аторынку прогнозируют рост еще несколько лет подряд, пока уровень автомобилизации не достигнет показателя хотя бы в 500 авто на 1000 жителей. Пока что он в Украине едва перевалил за 130 авто на 1000 человек. Так что есть еще куда развиваться.

Среди "конкурентов" Украины по европейскому рынку огромный потенциал для роста имеет лишь Россия, которая уже вышла на третье место в Европе по итогам 2007 года и в 2008 году будет соревноваться с Италией. Но украинский авторынок продолжает уверенно развиваться. И в первую очередь этому способствует увеличение покупательной способности отечественных потребителей.

Как и в прежние годы, львиную часть рынка занимают 10 топ-компаний. В 2007 году на них пришлось 87%, что на 1% меньше, чем год назад. Лидером  вновь стала корпорация "УкрАвто", которая единственная преодолела в этом году 200-тысячный рубеж и четвертый год подряд продала более 100 тысяч штук.Укрупнение остальных компаний не прошло для "УкрАвто" бесследно, и ее долю в 2007 году эксперты оценивали в 35,54%, против 37,65% год назад.

Компания на днях сообщила об увеличении чистой прибыли в 2007 году более чем в 20 раз – до 1,75 млрд грн ($346,5 млн). По мнению участников рынка, "УкрАвто" добилась роста финансовых показателей, консолидировав отчетность заводов ЗАЗ и FSO (Польша). По предварительным данным, чистая прибыль "УкрАвто" в 2007 году составила 1,75 млрд грн. Это почти в 21 раз больше, чем годом ранее – 51,37 млн грн.

Пока самый оптимистичный прогноз по развитию украинского рынка оценивается в 1 миллион авто в год к 2010 году. С учетом динамики 2007 года это вполне реально, но, безусловно, необходимы качественные перемены в экономике, инфраструктуре, самом рынке.

Логистика

Как не пропасть в ВТО

Ключевые операторы к цифрам и прогнозам относятся осторожно. Ведь Украина вступает в ВТО. Для местных автосборочных предприятий перспективы вхождения в ВТО не такие радужные, как для импортеров. Жесткая иностранная конкуренция и "открытие" границ наверняка повлияют на локальные позиции крупных отечественных операторов, в первую очередь, корпораций "УкрАвто", "Богдан" и "АИС". Приходится учиться играть по новым правилам.

В защиту собственных интересов производители требуют переходного периода, во время которого существующее налогообложение будет заморожено. «Дайте нам условия, как у мировых производителей – и больше никаких преференций не надо», – делает вывод председатель правления ЗАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко. Речь идет о приведение базы налогообложения прибыли в Украине к нормам ЕС, уменьшении налоговой нагрузки на предприятия путем применения разрешенных ГАТТ/ВТО субсидий. Естественной должна быть государственная поддержка отрасли путем принятия Государственной программы развития автомобильной промышленности и регулирования рынка  автомобилей, внедрения действенных государственных гарантий стабильности законодательства, стимулирования экспорта.

«УкрАвто», имеющему свое производство в Польше, легко сравнить отношение к своим автопроизводителям в соседнем государстве и украинские реалии. Ведь там, например, тарифы на газ, воду, электроэнергию для  производственников не выше, чем для населения. И затраты на образование, полугодовую подготовку специалистов для предприятия, создающего новые рабочие места, берет на себя местная власть, воеводство, только бы стимулировать производителя. Государство датирует предприятие, а не перекладывает на его плечи свои социальные проблемы.

Автомобилестроители, остающиеся оптимистами, уверены, что переходный период по вступлению Украины в ВТО будет длительным и позволит им развить автопроизводство в Украине, выйти на другие рынки сбыта и конкурировать с мировыми автоконцернами.

С этой точки зрения, например, ЗАЗ, дорожит дальнейшим продвижением на богатый российский рынок своего конкурентоспособного продукта – автомобиля Cherolet Lanos.

– Выпускаемый нами  с 2004 года Ланос Т-150 стратегически важен, – подчеркивает Николай Евдокименко. – Мы произвели локализацию производства комплектующих в Украине для этого автомобиля. Теперь можем на рынке РФ продавать Ланос беспошлинно благодаря сертификату СТ1  украинского производства. Это, кстати, касается и российских партнеров-производителей. Такой сертификат свидетельствует, что выполнены технические требования, имеется своя сварка, окраска, сборка и что более 10% добавленной стоимости в автомобиле – это стоимость именно украинских материалов, компонентов и комплектующих.

Экономить, чтобы выжить в конкуренции

Вступление в ВТО увеличивает конкуренцию на рынке, уменьшает возможности по увеличению прибыли и отвлекает средства на развитие. Например, пока отложена модернизация автомобиля Ланос.

Существенно повлияет вхождение Украины в ВТО на SKD проекты, а у нас в стране их более половины в системе производства и именно они были началом большого пути наших предприятий к полномасштабному производству. Но в связи с уменьшением пошлин оживится импорт готовых автомобилей. Естественно возникнут трудности с SKD сборкой у таких предприятий как  ЗАЗ, РОТОР, Еврокар – придется сокращать штат, обслуживающий ее.

И хотя сам рынок автомобилей существенно не изменится, но проседание цен порядка 10% ожидается. Производителям придется эти цены выравнивать. «За счет чего? За счет части прибыли и уменьшения прямых затрат, – считает заместитель председателя правления «УкрАвто» Олег Папашев. – А это, в первую очередь, приведет к частичному сокращение рабочих мест. Ничего не поделаешь – останутся те, чей труд высокопроизводителен».

Актуальной в связи с этим становится и замена ручного труда новейшими автоматизированными линиями. Скажем, в прессовом производстве ЗАЗа завершаются работы по созданию высокопроизводительной автоматизированной линии для штамповки крупногабаритных деталей кузова автомобиля. Передача деталей по линии будет осуществляться семью осевыми роботами, которые приобретаются у фирмы ABB.

– В то же время, – замечает заместитель председателя правления ЗАО «ЗАЗ» Юрий Плечун, – применение роботов – не самоцель для нас. Все равно нужно четко сбалансировать ручной труд и роботизацию. Скажем, при сварке  полностью исключить ручной труд было бы нецелесообразно, ведь нам приходится мобильно заменять некоторые узлы и установки под модификацию некоторых продуктов. А для этого нужна гибкость, которой  роботы лишены. Известно же, примером, что над Мерседесом Кабриолетом работают практически полностью вручную. И мы не имеем права жертвовать качеством.

Ощутимую экономическую выгоду уже начала давать ставка на локализацию. ЗАЗ существенно экономит на логистике, запустив, собственное производство бамперов, которые раньше приходилось доставлять из Польши в специальной громоздкой упаковке от повреждения с заполнением контейнеров лишь на 40%, т.е, по сути, перевозя упакованный воздух. Выручает и свой, недавно построенный логистический терминал емкостью 2,5 тыс автомобилей, где одновременно обслуживаются 28 автовозов.

В общем украинские автопроизводители за прошлый год смогли сэкономить порядка 250 долларов на одном автомобиле за счет того, что крупные узлы, детали локализованы на их предприятиях.

Чтобы уменьшить затраты на энергетику в структуре себестоимости, в Запорожье перевели большинство заводских корпусов на систему инфракрасного отопления, при котором теплый воздух не по старинке поднимается от батарей вверх, грея потолок, а целенаправленно обогревает людей и объекты внизу, именно в зоне рабочего места.

Европейские стандарты привлекают солидных партнеров

После анализа ситуации за последние 10 лет, на ЗАО «ЗАЗ» сделали вывод о приемлемом  для автобизнеса нынешнем порядке на рынке, – как для собственного производства, так и для импорта. Сейчас запорожский автозавод – крупнейший украинский производитель автомобилей и единственное отечественное предприятие, обладающее полным циклом производства легковых автомобилей. За 10 лет ЗАЗ продемонстрировал прирост производства более чем в 11 раз. Хотя здесь и не скрывают, что достигнуто оно было во многом благодаря законам по стимулированию отечественного автопроизводителя.

– Да, можно было бы отказаться от собственного производства и просто ввозить автомобили из-за границы, – рассуждает Олег Папашев. – Но чем бы в таком случае наполнялся бюджет? Кто создавал бы рабочие места? Ведь только на ЗАЗе ныне заняты более 16 тысяч человек. И по условиям инвестиционных программ, скрупулезно контролируемых Кабмином, предприятие не имело права сокращать это количество. А 1 рабочее место на предприятии обеспечивает 10 мест у смежников. Таким образом, ЗАЗ вместе с поставщиками обеспечивают работой свыше 100 000 граждан Украины и выплачивают треть налоговых поступлений в местные бюджеты. Платежи в бюджет по 2006-2007 гг возросли почти в 50 раз.

Теперь запорожцы наметили увеличение объемов производства до более 300 тысяч автомобилей (что демонстрирует темп роста 116% к 2007 году). ЗАЗом инвестировано в свои программы более 2,4 млр грн. И это тоже здесь считают результатом стимулирования автопромышленности государством.

Высокий уровень технического обеспечения производства стал уверенной основой для плодотворного сотрудничества с лидерами мирового автомобилестроения: GM DAT, Daimler AG, Сhery, АвтоВАЗ, ТАТА и др. После приобретения FSO — самого крупного автопроизводителя Польши — ЗАЗ усилил свои связи с GM DAT (General Motors Daewoo Auto & Technology), подписав соглашения о сборке и дистрибуции на территории СНГ.

В состав ЗАО «ЗАЗ» сейчас входят два автомобильных завода, расположенные в Запорожье и Ильичевске, а также завод по изготовлению двигателей в Мелитополе.

Большинство автомобилей производятся на ЗАЗ по лицензийным соглашениям с General Motors и DaimlerChrysler. Качество контролируется  международными стандартами ISO 9001:2000 и требованиями, выдвинутым партнерами ЗАО «ЗАЗ», и ориентировано в основном на потребителей автомобилей класса С (самого быстрорастущего сегмента рынка).

Сегодня запорожский автозавод выпускает 19 моделей (более 100 модификаций) автомобилей классов B, C, D, E, - от "Славуты" и "Ланоса" до "Опеля", "Шевроле".  Тенденция постоянного обновления модельного ряда остается неизменной. В 2007 году ЗАЗ освоил производство автомобилей Оpel (модели Astra H, Meriva, Zafira), Ланос с двигателем 1,4л, в дополнение к моделям Chery A15 «Amulet» и B11 «Eastar» в торговую сеть поступили S11 «QQ», T11 «Tiggo» и A21 «Elara».

На городские и междугородние маршруты уже выходит продукт Ильичевского завода  – автобус «I-VAN». Пока что его производят до 50 штук в месяц, но после реконструкции реальностью уже в ближайжее время становится количество 150 автобусов в месяц.

– Долю на рынке будем держать и расширять за счет увеличения собственного производства, – рассказывает о стратегии ЗАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко. – Главное, чтобы мировые производители услышали наш сигнал: в Украине существует и уверенно развивается крупный потребитель вашей продукции. Естественно, что поставщикам, которые видят реальные объемы продаж под 100 тысяч, интересно потратить деньги и стать нашими партнерами.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?