Верховная Рада
конституционным большинством голосов (440 — «за») приняла, а президент утвердил
решение, отменяющее закон о госзакупках и предписывающее Кабмину в
двухнедельный срок внести на рассмотрение парламента новый законопроект «О закупке товаров, работ и
услуг за государственные средства».
Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Контракты
До принятия этого документа тендерную сферу
будет регулировать временное положение, которое Кабмин, согласно решению ВР,
должен разработать в соответствии с законодательными нормами, действовавшими до
17 ноября 2004 года. Напомним, что именно тогда народные депутаты начали
«совершенствовать» базовый закон, вписывая в него откровенно коррупционные
статьи, а сейчас, как заметил спикер ВР Арсений Яценюк, «освободили государство
от законодательной коррупции». Речь идет прежде всего об отмене норм,
наделяющих Тендерную палату полномочиями, несвойственными общественным
организациям, о кассации статей, обязывающих госучреждения размещать объявления
о предстоящих торгах на платных сертифицированных сайтах и т. д.
Это, впрочем, не означает,
что сфера госзакупок (оборот — около 100 млрд грн ежегодно без учета оборонных
заказов) станет прозрачнее и освободится от коррупции. Во-первых, месяцем ранее
фракция БЮТ, Партия регионов и КПУ приняли в первом чтении законопроект о
госзакупках, расходящийся не только по букве, но и по духу с законом, на
который предложено ориентироваться Кабмину. Во-вторых, не факт, что новый
проект, разработанный правительством, будет принят безотлагательно и без
изменений: многие члены профильного комитета ВР по вопросам экономической
политики, через который будет проходить документ, кровно не заинтересованы в
новой процедуре госзакупок.
В-третьих, за последние
четыре года лоббистам общественных организаций удалось подорвать тендерную
систему государства. Вестник государственных закупок (в котором печатали
тендерные объявления) находится в состоянии ликвидации; департамент по госзакупкам
в структуре Минэкономики давно перепрофилирован, а его специалисты ушли в
бизнес-структуры; полноценное подразделение по вопросам госзакупок в
Антимонопольном комитете так и не создали и т. д. Наконец, в-четвертых,
правительство Тимошенко уже имеет опыт регулирования сферы госзакупок в
условиях правового вакуума, и этот опыт скорее негативный.
В апреле 2005 года, в
частности, было разработано постановление, приостанавливающее действие закона о
госзакупках (до внесения в него очередных изменений). Главная фишка документа —
проведение тендера на сумму свыше 500 тыс. грн (в первоначальном варианте
постановления фигурировала сумма 200 тыс. грн) возможно только после
согласования с премьер-министром. В остальном данное постановление вполне
соответствовало нормам закона о госзакупках в редакции от 22 февраля 2000 года.
Среди прочего правительство было ориентировано на межведомственную координацию
госзакупок во главе с ГАК «Укрресурсы», которая должна была организовывать и
проводить централизованные тендеры по товарным позициям, зафиксированным в
специальном поручении правительства. Не исключено, что данное постановление
частично или полностью станет основой временного положения, которое готовит
Минэкономики.
Источники Контрактов в
министерстве утверждают, что сейчас Юлия Тимошенко, как и в апреле 2005 года,
держит руку на пульсе и ориентирована не столько на принятие нового закона,
сколько на скорейшее утверждение положения — большинство тендерных контрактов,
как известно, заключаются в первом полугодии. Как бы там ни было, вполне
вероятно, что в ближайшее время тендерные потоки центральных распорядителей
бюджетных средств будут структурированы по схемам, предложенным правительством
Тимошенко в апреле 2005-го — см. ЗАО «Украинское государство».
ЗАО «Украинское государство»
(формирование тендерных
потоков в случае, если временное положение о госзакупках
будет соответствовать правительственному постановлению, разработанному в апреле
2005-го) |
Главные распорядители
бюджетных средств (84 субъекта)
Государственные комитеты и
министерства формируют годовые планы закупок и
передают их в Минэкономики |
⇓ |
Министерство экономики
(орган власти, выполняющий
контрольные и регуляторные функции в сфере госзакупок)
Полученные планы
Минэкономики сводит в один и передает в Минфин |
⇓ |
Министерство финансов
(орган власти, ответственный
за подготовку проекта госбюджета)
В формате правительственных
заседаний обсуждается приоритетность госзакупок. Оформление ведомственного
плана закупок отдельной бюджетной строкой зависит от первых лиц Минфина,
премьер-министра и вице-премьеров. Законопроект о госбюджете подается в
парламент. Ведомственным кураторам тендерных потоков ничто не мешает
предложить, к примеру, министру финансов 10% от суммы бюджетной строки |
⇓ |
Верховная Рада Украины
(высший орган законодательной
власти)
Принимает госбюджет, в
котором реализованы планы закупок отдельных ведомств, или же отправляет его на
доработку в Кабмин.
На этом этапе политическая
корреляция между руководством компаний, участвующих в тендерах, народными
депутатами и руководством бюджетных распорядителей прослеживается особенно
четко |
⇓ |
Министерство экономики
На основании специального
правительственного постановления поручает ГАК «Укрресурсы» курировать
организацию и проведение тендеров по отдельным позициям из общего плана
госзакупок (мебель, компьютеры, офисная техника, транспорт и т. д.) |
⇓ |
ГАК «Укрресурсы» (орган
межведомственной координации
госзакупок)
Организует, проводит тендер,
определяет победителя, доводит информацию о победителе до распорядителей
бюджетными ресурсами. Тендерный комитет формируется из представителей ГАК и
ведомств-заказчиков.
Не исключена узаконенная
монополизация тендерной отрасли |
Главные распорядители
бюджетных средств (84
субъекта)
1. Формируют тендерные
комитеты
2. Делегируют в тендерные комитеты
при Укрресурсах своих представителей
3. Проводят тендеры и
определяют победителей
4. Акцептируют договоры с
победителями, определенными в порядке межведомственной координации госзакупок.
За акцептирование и выполнение финансовых обязательств, возможно, придется
платить |
Премьер-министр
До внесения изменений в
законодательство о госзакупках проведение тендеров на сумму свыше 500 тыс. грн
возможно только после согласования с премьером (в остальных случаях — с первым
лицом главного распорядителя бюджетных средств). Тендеры на закупку проводятся
исходя из квартальной потребности распорядителя в продукции. Следствие — смена
групп предприятий, обслуживающих ведомства |
|