Навстречу олигархам. Налоговая готова обсудить с ними их финансовые результаты |
03.03.2008 12:11 | ||
В Законе о госбюджете на 2008 год отсутствуют нормы, серьезно корректирующие налоговое законодательство. Какие нормативные новации могут появиться в марте после принятия изменений к госбюджету?
— Не готов ответить исчерпывающе, акцентирую внимание на наиболее принципиальных изменениях. Во-первых, мы намерены изменить процедуру подачи налоговых деклараций плательщиками НДС, предполагается, в частности, что они будут предоставлять не только декларации, но еще и приложения — расшифровки обязательств и налоговых кредитов в разрезе контрагентов. Таким образом, будем видеть объемы уплаченного НДС, а также подлежащего возмещению. Во-вторых, могут быть увеличены акцизы на ликеро-водочные изделия, лично мне представляется ненормальной ситуация, когда в Украине акциз на спирт составляет EUR2,8 за литр, а в соседней России — EUR4,9. В-третьих, мы собираемся обеспечить практическое применение правила «обычной цены». Соответствующий проект закона уже подготовлен, а его принятие позволит эффективнее администрировать налоги, отслеживать и интерпретировать изменение стоимости товаров. Среди прочего это даст нам возможность четче определять параметры увеличения доходов бюджета в процессе планирования. Вы говорите о том, что, администрируя налоги, инспектора должны исходить не из договорной, а из обычной цены товара или услуги. Не боитесь, что это создаст поле для злоупотреблений, ведь невозможно объективно определить обычные цены на всю номенклатуру товаров? — В законопроекте четко выписаны методы определения обычной цены, и они соответствуют рекомендациям руководства по трансфертному ценообразованию для многонациональных и налоговых администраций Организации экономического сотрудничества и развития. И без этих правил не обойтись — из-за отсутствия порядка и процедур их применения мы вынуждены закрывать глаза на различные финансовые манипуляции. Например, один и тот же ГОК отпускает аффилированному с ним меткомбинату сырье по заниженной цене, а заводу-конкуренту — по завышенной. В итоге одно предприятие получает сверхприбыли, а другое несет необоснованные убытки. Учитывая недоразвитость украинских бирж, вряд ли удастся определять обычные цены в полном соответствии с рекомендациями ОЭСР. Зачем ГНАУ вмешиваться в отношения собственников ГОКов и меткомбинатов?— Существующие ножницы цен разлагают рынок и деморализуют его участников. Кстати, дельта между обычной (рыночной) ценой и договорной чаще всего обусловлена желанием оптимизировать уплату налогов — перенести базу или объект налогообложения с одного плательщика на другого. Плательщики НДС вряд ли будут в восторге от того, что их обяжут предоставлять не только декларации, но и приложения-расшифровки о движении средств в разрезе контрагентов. Каковы гарантии, что под лозунгами борьбы с возмещением фиктивного НДС предпринимателям не навяжут дорогое программное обеспечение или услуги налоговиков по оформлению расшифровок? — Предприниматели смогут
готовить отчетность самостоятельно, а соответствующее программное обеспечение
будет им предоставлено бесплатно — его можно скачать с сайта ГНАУ. Важно, чтобы Кстати, по состоянию на 1 января 2008 года задолженность государства по НДС составляла 8,5 млрд грн. Четверть этой суммы экспортерам возвратили в течение месяца. Гарантирую, что мои подчиненные забудут о векселях, теневых схемах и дутом НДС, все будут работать только в рамках закона. В 2005 году по инициативе министра финансов Виктора Пинзеника из украинского законодательства исключили термин «просроченный НДС». По сути, предприятия лишили права требовать от государства погашения НДС в судебном порядке. Как будете выруливать из сложившейся ситуации? — НДС нужно возмещать в течение 60 дней, плюс 5 дней для подачи заключения структурам казначейства и столько же для денежных переводов. НДС, невозмещенный вовремя, является просроченным. Когда такой термин существовал официально, государство теряло много денег на процентах, не успевая вовремя возмещать НДС. Это не совсем правильно, и я не сторонник возвращения термина «просроченный НДС» в законодательство. Просто нужно его возмещать вовремя тем плательщикам, к которым нет претензий. Мы сделаем все, чтобы разрулить очередь предприятий к апрелю. Где правительство Тимошенко возьмет столько денег? — Деньги в бюджете будут. Все будет нормально. А список бизнесменов, рассчитывающих на внеочередное возмещение, составленный вашими предшественниками, изменится? — К сожалению, такого списка не существовало, сейчас мы работаем над его составлением. Хотим создать перечень предприятий со значительными основными фондами, которым НДС будут возмещать автоматически. Не скажу, что у всех абсолютно безупречные налоговые истории... Не факт, что во всей стране наберется 3-4 предприятия, которые ни разу не конфликтовали с налоговой. Некоторые ваши однопартийцы неоднократно инициировали отмену НДС. Что вы об этом думаете?
Правда ли, что во время работы вашего предшественника Анатолия Брезвина были серьезные региональные перекосы при возмещении НДС? — Определенные перекосы были, но очень незначительные и обусловленные исключительно особенностями регионов. Нельзя сравнивать промышленный и экспортный потенциал, к примеру, Донецка и Днепропетровска с возможностями предприятий в Черновцах и Тернополе. Еще один экс-председатель ГНАУ Александр Киреев рассказывал, что во времена премьерства Тимошенко крупные донбасские предприятия уклонялись от уплаты налогов по политическим мотивам. Как решаете эту проблему? — Сейчас ситуация немного иная. За последние несколько лет крупные ФПГ Донбасса и Днепропетровска стали публичными и находятся под прессингом как международных, так и украинских аудиторов. Став прозрачными, они не рискуют уклоняться от уплаты налогов. Соответственно, мне работать проще, чем Александру Кирееву в 2005-м. Хотя непубличные ФПГ после нашего прихода к власти действительно решили возобновить оптимизационные схемы. Но мы стараемся договориться с собственниками. Какой метод используете: кнута или возмещения НДС? — Не хочу, чтобы налоговую администрацию воспринимали исключительно как фискальный орган. Доверие может улучшить платежную дисциплину, поэтому мы стараемся работать так, чтобы бизнес нам верил. В марте руководство ГНАУ встретится с представителями всех ФПГ (с химиками, металлургами, банкирами и пр.) и совместно решим все проблемы, поговорим об увеличении налоговой нагрузки на добровольных началах. А к вам уже приходили депутаты с просьбой поспособствовать возмещению НДС отдельным предприятиям? — Таких просьб не было. Я общаюсь с депутатами, но о плановом возмещении НДС еще никто не говорил. В основном просят поставить своих людей на различные посты в налоговой службе. А я горжусь тем, что пока удается держать оборону. Вам предлагали на должности зампредов? — Просителей интересовали места в руководстве областных налоговых администраций. Мы просьбы такого рода отклоняем, хотя от услуг глав некоторых областных подразделений уже отказались. Руководителей областных администраций уволили по политическим мотивам? — Нет. Уволены все, кто неудовлетворительно работал в прошлом году. Возглавив налоговую, вы столкнулись с противодействием замов, которых назначил ваш предшественник?
— Нет. В налоговой службе не приняты неуставные отношения. Хотя некоторые сложности в работе были, поскольку последние три-четыре года наша структура деморализована. Налоговую постоянно обвиняют во всех грехах (судя по размеру задолженности по НДС, во многом заслуженно), однако авторитет ГНАУ подрывать нельзя. Вы сработались с министром финансов? — С Виктором Михайловичем Пинзеником давно знакомы, поэтому особых проблем не было. Мы не решаем, кто старше, а кто младше. И я благодарен министру за понимание специфики работы ГНАУ. Кстати, я считаю пустыми разговоры о возвращении ГНАУ права законодательной инициативы. Минфин, системно оценивающий фискальную политику, может обеспечить более целостный подход к бюджетному процессу. Мы же отвечаем за администрирование налогов. Пинзеник неоднократно инициировал ужесточение норм, регламентирующих работу упрощенцев. Будет ли правительство пересматривать эти нормы? — Нормы объективно нужно ужесточать, поскольку единый налог создает чудовищное поле для злоупотреблений. Скажем, в 2007 году налоговая обнаружила, что обороты 2,5 тыс. физлиц-упрощенцев превышали отметку в 10 млн грн (хотя потолок — 500 тыс. грн). Однако, учитывая сложность нынешней политико-экономической ситуации, никаких кардинальных реформ упрощенки не предвидится. В том числе не будем ограничивать плательщиков единого налога профессиональными рамками. Будет ли введен налог на недвижимость при принятии изменений к госбюджету-2008? — Нет, это точно, но в процессе подготовки Налогового кодекса мы проведем дискуссию о целесообразности введения такого налога, говорить о его конкретных параметрах рано. Когда может быть принят Налоговый кодекс?
Что конкретно вы предлагаете изменить в налоговом законодательстве? — Необходимо расставить политические и экономические акценты, у каждой политической силы свои приоритеты, я не хотел бы становиться между ними. Однозначно могу сказать, что необходимо снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Сейчас, чтобы выплатить сотруднику 1 тыс. грн, нужно заплатить более 360 грн налогов — естественно, собственники предприятий уводят финансовые потоки в тень. Введение единого социального налога исправит ситуацию, если будет снижен процент отчислений с ФОТ. Почему ГНАУ возглавили именно вы? — А почему бы и нет?! У меня базовое финансовое образование, четыре года я возглавлял Комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, отчасти ответственный за налоговую политику. До этого много лет руководил банком. Так что в налоговой системе не чувствую себя новичком.
Карьера финансиста
1995-2007 гг. — народный депутат 1992 г. — глава правления АБ «Брокбизнесбанк» Август 1991 г. — глава правления Орендкоопбанка УССР Май 1991 г. — ассистент кафедры финансов Нархоза 1989 г. — окончил Киевский институт народного хозяйства 1 апреля 1966 г. — родился в Донецке Фото Светланы Скрябиной
|