Обули! Отечественные обувщики отдали китайцам $3,5 млрд |
25.02.2008 17:17 |
Елена Середа, Контракты На долю украинских производителей, по их же подсчетам, приходится не более 18% рынка. Доля китайской обуви в общем объеме продаж доходит до 75%, на польскую и турецкую приходится около 5%, продукцию западноевропейских предприятий — примерно 1,5%, доля обувщиков из России и Беларуси — 0,5%. Пошитая в Поднебесной пара ботинок с наклейкой Italy Design — обычное явление на полках любого обувного магазина Европы. Правда, если в страны ЕС китайская обувь попадает легально, то в Украину 60-80% азиатского импорта поступает по серым схемам или контрабандой. Китайцы легко идут на уступки покупателям крупных партий, указывая в документах стоимость пары в $1-5 при реальной закупочной цене $10-20. Тонкости ценообразования, помноженные на усердие китайских обувщиков, привели к тому, что сегодня Поднебесная экспортирует 2 млрд пар в год — достаточно, чтобы обуть каждого третьего жителя земного шара. В 2007 году украинскими фабриками было пошито всего лишь около 25,2 млн пар обуви на $630 млн в розничных ценах. По аналогии с американским центром автомобилестроения, Детройтом обувного бизнеса в Украине называют расположенные под Киевом Бровары, где шьют как минимум пятую часть отечественной обуви. Даже в крупных торговых сетях «Интертоп», «Монарх» и «МЕТРО» часть обувного ассортимента изготовлено в Броварах. Много обувных фирм сосредоточено в Харькове, Днепропетровске и Донецке. По разным оценкам, в Украине пошивом обуви занимается от 1500 до 3000 фирм и ЧП. Большинство частников — кустари, работающие на вещевой рынок по месту жительства. Крупных производителей, способных выпускать от 300 до 1000 пар качественной обуви в день, — около полусотни. Приезжайте к нам в Китай «В 1990-х почти 80% внутреннего рынка занимала украинская продукция, — вспоминает владелец обувного предприятия ТМ Staff Олег Малыхин. — Но 10 лет назад в продаже появилась дешевая китайская обувь, которая выглядела значительно дороже своей цены». Жители Поднебесной — единственные, кто сумел поставить экспорт на поток в мировом масштабе. В Украине китайская продукция в 1996-1998 гг. полностью вытеснила отечественную обувь из большинства ценовых сегментов. «Кроме Китая, обувь импортировали из Румынии, Польши, Турции и т. д., — вспоминает Олег Малыхин. — Однако в 1990-х обувь из Европы возили в основном мелкими партиями, а продавалась она преимущественно на рынках — товар был не настолько дешевым, чтобы поставлять его крупным оптом в магазины». «За последние десять лет
большинство производителей известных ТМ закрылись или перенесли пошив в В Поднебесной качественная обувь на фабрике редко стоит дороже $10-20. Оптовая цена такой обуви в Украине $20-30, в рознице — до $140. Большинство магазинов устанавливает на обувь известных торговых марок китайского производства наценку от 350%, рентабельность этого направления, даже с учетом дорогой аренды, доходит до 200%. Для сравнения: обувь украинских ТМ аналогичного качества в опте стоит $18-35, наценка на нее не превышает 60%, рентабельность розницы — до 20%. Цена и качество
Десять лет назад китайцы выигрывали в основном за счет дешевого сырья. С тех пор практически все крупные фабрики обзавелись оборудованием, позволяющим в несколько раз снизить себестоимость производства. К примеру, практически всю кожу китайские обувщики расслаивают на несколько частей, так из кожи крупного рогатого скота получают 10 слоев. Из верхнего лоскута шьют дорогую обувь. Второй и третий — после нанесения покрытия, имитирующего поверхность натуральной кожи высших сортов, — используют для производства обуви подешевле. Четвертый, пятый и т. д. идут, например, на изготовление уплотнительных автомобильных прокладок. Используют даже обрезки: добавляя клеящие вещества, из них штампуют суррогатную кожу. Даже специалисту иногда тяжело отличить натуральную кожу от искусственной. «К примеру, я встречала кожзаменитель с запахом кожи», — говорит модельер обуви Татьяна Тарасевич. Главное преимущество китайских фабрик — масштабы производства. Один кустарь-обувщик за день может пошить 3 пары. 30 китайцев за это время делают 300. Производство крупных партий с использованием большого числа работников обходится китайскому работодателю в десятки раз дешевле, чем, например, украинскому. «В Поднебесной самый сложный технологический процесс разбит на множество мелких операций», — объясняет Олег Малыхин. Китайские обувные фабрики обучают и стажируют специалистов в Италии, Испании, Португалии. В Поднебесную приглашают на работу иностранных дизайнеров, технологов и конструкторов обуви — на многих предприятиях можно встретить выходцев из Италии, России, Украины, Японии. «Людей, способных создать что-то новое, в Китае буквально носят на руках. За хорошую идею они согласны платить большие деньги», — делится собственным опытом Татьяна Тарасевич. Кстати, такая стратегия иностранных производителей в перспективе может оказаться проигрышной. Повышение кадровых расходов отражается на себестоимости китайской обуви — с каждым годом она повышается. Не желая переплачивать, владельцы известных обувных брендов сегодня предпочитают открывать новые фабрики в Индии, а не в Китае. Естественный отбор Десять лет назад, когда Китай только начинал обувную экспансию, украинские обувщики не задумывались ни о снижении себестоимости, ни о расширении модельного ряда. «В начале 1990-х работать было легко, — вспоминает Татьяна Тарасевич. — Дефицит обуви позволял продавать продукцию любого качества в неограниченном количестве. Можно было вообще ограничиться выпуском одной модели». С ужесточением конкуренции во второй половине 1990-х не сумевшие перестроиться обувщики закрыли производство. Только за последние пять лет количество производителей сократилось на 50%, а средняя доходность пошива обуви снизилась с 100% до 20%. В начале нынешнего десятилетия эксперты прогнозировали, что обувное производство в Украине и вовсе исчезнет. Но этого не произошло, как ни странно, благодаря китайцам. Обувщикам из Поднебесной рискованно заказывать небольшие партии — до 10 тыс. пар. «Если партия некрупная, выполнения договора можно ждать 3 месяца или вовсе не дождаться. Причем, чтобы вернуть предоплату, которая для небольшой партии составляет 100%, нужно будет ехать в Поднебесную», — рассказывает Татьяна Тарасевич. Под крупные партии китайцы готовы снизить предоплату до 15-30% стоимости заказа. Хотя и в этом случае желательно отправить на фабрику своего человека для контроля качества продукции. «Если есть два заказа — крупный и небольшой, — и китайские, и украинские обувщики вначале будут отшивать крупный», — добавляет маркетинг-директор сети «Интертоп» Олег Теплых. Но для Китая «большая партия» — это сотни тысяч пар, а для Украины — от силы тысяча. Заказать пошив конкретной модели в Китае могут позволить себе только крупные украинские торговые сети. Небольшие магазины предпочитают работать в основном с отечественными производителями. «Наши обувщики не могут быстро выполнить большой заказ, — рассказывает Олег Теплых. — Но партии до 5 тыс. пар лучше заказывать в Украине — легче влиять на производство. Территориальная близость — бесспорное преимущество». Бизнес в долг Территориальное преимущество не очень помогает украинским обувщикам, работающим легально. Большинство производителей отдают обувь продавцам под реализацию. В свою очередь фабрики берут в долг кожсырье и фурнитуру. Возврат денег в отечественном обувном бизнесе начинается только после продажи пары в рознице. «У многих обувщиков нет оборотных средств, но есть долги перед поставщиками. Если продавцы вовремя не рассчитались за обувь, производитель становится банкротом», — говорит Олег Малыхин. До 2005 года украинские
обувщики хорошо зарабатывали на поставках в Россию. Большую часть продукции
везли или по серым схемам, или контрабандой. В 2005-м с началом кампании по борьбе
с контрабандой поставки прекратились. Несмотря на вал китайской обуви, многие мелкие обувщики работают с рентабельностью 50-100% — около 70% украинского производства обуви находится в тени. Кроме того, мелкие фирмы успешно осваивают незанятые ниши — производство ортопедической обуви, индивидуальный пошив и т. п. Крупные фабрики пытаются расширить ассортимент, стараясь сыграть на особенностях национального менталитета. «В странах Западной Европы люди выражают свою материальную состоятельность, покупая автомобили и дома. Большинство наших соотечественников демонстрируют достаток посредством внешнего вида, — объясняет Татьяна Тарасевич. — Практически все украинки неплохо осведомлены о тенденциях моды. Соответственно, обувщикам и продавцам есть над чем работать, чаще обновляя ассортимент, усложняя модели и т. д.». Фото Светланы Скрябиной |