Главная былое Долгая дорога. До Большой кольцевой осталось 8 лет и $5 млрд.
Долгая дорога. До Большой кольцевой осталось 8 лет и $5 млрд.
22.02.2008 16:22

Киевский облсовет одобрил «генеральное направление» Большой кольцевой дороги вокруг столицы. До окончания строительства осталось 8 лет и минимум $5 млрд.

Елена Романюк, Контракты

Трасса пройдет через населенные пункты: Глеваха, Княжичи, Немешаево, Петривцы, Пуховка, Калиновка, Большая Александровка, Плюты и Большие Дмитровичи (подробности в Контрактах, № 3 от 21.01.2008 г.). Общая протяженность новой кольцевой дороги — около 212 км. Срок окончания строительства — 2015 год. Вводить в эксплуатацию дорогу будут поэтапно: сначала четырехполосную, потом трассу расширят до шести полос. К 2012-му планируется завершить прокладку Южного полукольца от Варшавской трассы до Борисполя, к 2015-му — всей магистрали. Ориентировочная стоимость строительства второй кольцевой дороги составляет 25,3 млрд грн.

Немного сэкономить власти смогут, прокладывая трассу по уже существующим магистралям. По словам руководителя проектов дорожного СУ-813 корпорации «Золотые Ворота» Алексея Алтухова, в этом случае как минимум можно использовать уже имеющуюся насыпь. «Правда, экономия возможна, если существующая дорога устраивает заказчиков с точки зрения качества разработки проекта, оптимизации движения транспорта и логики транспортных развязок», — добавляет эксперт.

Похоже, качество предварительного проектирования и логистика утвержденного облсоветом проекта устраивает и Минтранс, и руководство области. Во всяком случае, еще в конце января 2008-го министр транспорта и связи Иосиф Винский заявил, что строительство первых четырех участков Большой кольцевой начнется уже в этом году. По словам министра, первые отрезки на правом берегу свяжут Житомирскую трассу с шоссе Киев—Одесса и Киев—Днепропетровск, на левом — трассу Киев—Харьков с дорогами на Чернигов и Москву.

«ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» включает два варианта трассы

25,3 млрд грн не учитывают компенсации за отчуждение и непрямые издержки (перенос инженерных коммуникаций, изменение категории земель сельхозназначения и т. д.). Кроме того, в этой сумме явно не приняты в расчет подорожание стройматериалов, рост заработных плат и т. п. — к концу работ смета увеличится в разы.

Пока непонятно, кто будет финансировать строительство. «Заказчиком проекта выступает Укравтодор, ему и решать проблему финансирования, — говорит глава Киевского облсовета Владимир Майбоженко. — Областная власть является лишь исполнителем поставленных перед ней стратегических задач».

Правда, пока облсовет ограничился тактикой. Сразу после утверждения «генерального направления» депутаты рекомендовали советам районов, по которым пройдет дорога, временно ограничить любые операции с земельными участками «в пределах территорий, совпадающих с генеральным направлением трассы». Ограничения действуют на расстоянии 250 м в обе стороны от условной оси будущего шоссе. По решению облсовета будет разработан план действий по изъятию этих земель «для строительства дороги и объектов дорожного сервиса».

Но проблема даже не в изъятии, а в том, что вдохновители проекта пока и сами не знают, что и где именно будет построено, — на данный момент не существует ни четкого зонирования прилегающей к дороге земли, ни обоснования строительства конкретных объектов недвижимости в том или ином районе. Облсовет всего лишь поручил Владимиру Майбоженко собрать у местных советов пожелания по размещению на их территории объектов инфраструктуры и сервиса. Процесс — с последующими торгами, согласованиями и пересогласованиями — растянется не на один год.

Земельный вопрос — самое тонкое место проекта. Государство вряд ли сможет изыскать 25,3 млрд грн, даже за счет кредитов под госгарантии. Финансирование окончательного этапа работ ляжет на плечи частных инвесторов, заинтересованных в сооружении придорожной инфраструктуры: терминалов для отстоя грузового транспорта, товарных и таможенных складов, гостиниц, ресторанов и т. д. Однако вкладывать деньги в достройку они будут лишь в том случае, если точно будут знать где, что и на каких условиях смогут построить. «Если область в ближайшие 1-2 года не разработает Генеральный план с детальными планами развития территорий, в том числе прилегающих к кольцевой дороге, с каждым днем будет расти количество конфликтных, а порой и неразрешимых ситуаций (связанных с владельцами земли и взаимными претензиями потенциальных инвесторов. — Прим. Контрактов)», — предостерегает директор управляющей компании «Финком Эссет Менеджмент» Павел Ружицкий.

Мнение

Только на судебные разбирательства вокруг строительства кольцевой может уйти до 2,5 лет

Александр СУББОТИН,
юрист юридической компании Arzinger & Partners

— По Земельному кодексу органы местного самоуправления имеют право выкупать для общественных интересов земельные участки, принадлежащие частным лицам. Строительство Большой кольцевой является общественно необходимым. Но собственники земельных участков должны быть предупреждены о выкупе участков не менее чем за год до сделки. Оценка выкупаемых участков проводится в порядке, утвержденном Кабмином, исключительно экспертами, имеющими соответствующие лицензии, на основании рыночных цен. Однако следует обратить внимание, что ни одна методика определения цены не идеальна и оценка одного и того же участка разными экспертами может существенно отличаться. В случае отказа собственника земельного участка от продажи по «экспертной» цене дело передается на рассмотрение суда. На практике рассмотрение подобных споров длится в среднем около полутора лет, что может существенно затянуть процесс строительства дороги.

 


 
В чем вы храните сбережения? доллар евро рубль?