Дай пять! Зачем Виктору Пинчуку пятый канал |
03.02.2008 04:00 |
... Если ты уж смотришь телевизор, то надо глядеть куда-нибудь в угол экрана, но ни в коем случае не в глаза диктору, иначе или гастрит начнется, или шизофрения. Виктор Пелевин, «Generation «П» Создание узкоспециализированного телеканала в формате «документальный экшен» обойдется акционерам СТБ в $5-6 млн. Программная сетка будет включать трансляцию соревнований по экстремальным видам спорта и боевым искусствам, фильмов о природных аномалиях, документальные расследования и проч. Целевая аудитория — мужчины в возрасте до 30 лет. «Подобного канала, ориентированного на мужскую аудиторию в возрасте 15-30 лет, на украинском рынке нет. Привлечь такого зрителя телеканалам крайне трудно, но именно на эту аудиторию существует повышенный спрос со стороны рекламодателей», — обосновывает целесообразность открытия экшен-ТВ маркетинг-директор СТБ Руслан Терещенко. Новый канал не изменит расклад сил в украинском эфире. Возврат $5-6 млн инвестиций растянется на годы, а на 1,2-1,3% зрительской аудитории новый канал сможет рассчитывать не ранее 2010-го. Более того, пока безымянный «экшен-ТВ» неизбежно отберет часть аудитории у флагманского канала группы — СТБ, который тоже транслирует передачи экшен-формата. «Крупные медиахолдинги вынуждены открывать нишевые телепроекты, чтобы сохранить хотя бы часть аудитории, которая мигрирует в универсальные каналы», — объясняет директор компании Media Resources Management Ирина Костюк. Лидеры украинского телеэфира действительно теряют зрителей. «В 2003-м Топ-5 самых популярных украинских телеканалов смотрело 70% аудитории, в 2007 году — только 58%», — соглашается гендиректор СТБ Владимир Бородянский. Телезрители мигрируют на узкоспециализированные К1, К2, «Кіно», «Сіті», 24 канал, МТВ Украина и т. д. Если бы не высокая медиаинфляция (примерно +40% в год), потеря 1% зрительской аудитории в ценах 2007-го означала бы для любого украинского канала потерю примерно $4,5-4,6 млн на рекламе. По словам Бородянского, распыление аудитории — общемировая тенденция: «В США совокупная доля аудитории Топ-4 каналов с 2003 по 2007 год снизилась с 42% до 37%, в России ведущая пятерка за этот же период потеряла 6 процентных пунктов». Для холдинга Пинчука, три канала которого входят в Топ-5 украинских телекомпаний, эта проблема тоже актуальна. Доля зрительской аудитории СТБ в 2007 году была крайне нестабильной. По данным GfK, в январе она резко увеличилась с 6,56% до 8,19%, в марте — упала до 7,5%, в сентябре СТБ смотрели уже менее 5,9% зрителей. Лишь в декабре каналу удалось увеличить долю аудитории до 6,27%. 3 вопроса конкуренту
1. Почему собственники универсальных каналов открывают или покупают узкоспециализированные каналы? — Нишевые телеканалы позволяют охватить четко обозначенный сегмент аудитории, на который не рассчитан универсальный канал. С помощью небольших специализированных каналов медиагруппы увеличивают общую долю аудитории. Если они не будут этого делать, это сделают другие вещатели. 2. Экшен-канал сможет за год-два привлечь 1,2-1,3% зрительской аудитории? — При правильном построении бизнес-модели вещания канал сможет привлечь прогнозируемую аудиторию. 3. Специализированный канал может конкурировать c универсальным? — Чтобы новый канал состоялся как бренд и получил стабильную аудиторию, должно пройти несколько лет. Даже при удачном стечении обстоятельств нишевым каналам сегодня невозможно выйти на уровень универсальных. U.A. Inter Mediа Group Ltd. Канал Интер Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 27,3 Канал К1 Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 0,99 Канал К2 Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 0,13 Канал Энтер-фильм Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 0,24 Канал Энтер-музыка Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 0,02 Канал Мегаспорт Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 0,76 Канал НТН Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 2,14 Всего 31,58 *По данным GfK-Ukraine U.A. Inter Mediа Group Ltd. Лидером украинского телеэфира является канал «Интер», входящий в медиагруппу U.A. Inter Mediа Group Ltd. (ассоциируется с Валерием Хорошковским). В октябре 2007-го холдинг стал владельцем К1 и К2. В конце прошлого года завершил приобретение НТН. Медиахолдинг Виктора Пинчука Канал ICTV Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 8,75 Канал СТБ Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 5,84 Канал Новый канал Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 5,74 Канал М1 Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 1,43 Всего 21,76 *По данным GfK-Ukraine Виктор Пинчук Новый канал, СТБ, ICTV и М1 находятся под управлением инвестиционно-консалтинговой компании EastOne LLC Виктора Пинчука. В сентябре компания объявила о реструктуризации медийных активов в единый холдинг. Разрешение АМКУ уже получено. Группа «СтудиЯ «1+1»** Канал Студия «1+1» Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 15,31 Канал «Кіно» Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 0,74 Канал «Сіті» Доля аудитории* 18+ за декабрь 2007 года, % - 0,11 Всего 16,16 **Без учета «Студия «1+1» International» *По данным GfK-Ukraine Борис Фуксман и Александр Роднянский Борис Фуксман и Александр Роднянский владеют 40% акций Группы «Студия «1+1». Мажоритарный пакет группы (60%) принадлежит американскому медиахолдингу Central European Media Enterprises Ltd. (CME). Фото |