Береги автомобили.Через 3-4 года в Украине выгоднее будет торговать не новыми автомобилями, а подержанными |
21.01.2008 11:00 |
В 2009-м чешская AAA Auto Group NV намерена открыть первый салон в Украине. Auto Group — крупнейший в Центральной и Восточной Европе торговец подержанными автомобилями. В текущем году компания начнет работу в России. «Мы абсолютно уверены, что нас ожидает стабильный рост в регионе», — заявил в конце прошлого года владелец компании Энтони Джеймс Денни. По его словам, в Москве Auto Group намеревается продать 200 автомобилей в первый месяц работы, затем — в течение полугода — по 300 машин ежемесячно. В планах компании на 2008 год реализовать в Европе 100 тыс. авто, получив выручку EUR566 млн. В 2007-м компания увеличила продажи на 40%: продано около 86 тыс. автомобилей на сумму более EUR487 млн. Назад в будущее
Шансы на успех чехов в России и Украине эксперты оценивают по-разному. «Отечественный рынок подержанных автомобилей абсолютно нецивилизован, и приход любого оператора, имеющего навыки работы на других рынках, будет воспринят положительно. Поэтому я думаю, что у компании есть перспективы», — говорит директор Auto-Сonsulting Олег Омельницкий. «До тех пор, пока Украина не вступит в ВТО, пока не отменят налог при продаже автомобилей, успех чешской компании маловероятен», — не соглашается Антон Моргуненко, директор по маркетингу компании AutoES (услуги по подбору б/у автомобилей). Чем старше, тем лучше?
Легальная продажа и покупка подержанных легковушек в Украине сейчас действительно дорогое удовольствие. Продавая автомобиль через комиссионный салон, владельцу придется заплатить 15% подоходного налога, около $60 за экспертизу автомобиля в МРЭО, транспортный сбор (в среднем $45-50 за каждый неоплаченный год). Услуги комиссионного салона обойдутся продавцу примерно в $500 (за меньшее вознаграждение в Киеве продажей б/у машины не займется ни одна фирма). Например, в комиссионном салоне за трехлетний Chevrolet Aveo владельцу предложат около $8,7-9 тыс. (стоимость такого автомобиля на базаре — примерно $11 тыс.). При продаже по доверенности все траты автовладельца сводятся к оплате услуг нотариуса ($20-60). Неудивительно, что сейчас по доверенности и через биржу продается 9 из 10 подержанных машин.
За автосалонами по продаже подержанных автомобилей большое будущее, уверены некоторые эксперты. Украинский рынок автомобилей с пробегом находится на пороге бума. По данным AUTO-Consulting, в 2007-м владельцев сменили около 500 тыс. подержанных автомобилей. Рост рынка по сравнению с предыдущим годом — 14%. Рынок новых автомобилей в 2007-м увеличился почти на 50%. Через год-два автовладельцы начнут массово менять купленные в 2005-2007 гг. автомобили, что увеличит объемы автомобильного секонд-хенда как минимум вдвое. По словам Олега Омельницкого, компаний, профессионально занимающихся продажей подержанных авто, в Украине единицы. По оценкам Владимира Полякова, менеджера-консультанта trade-in автоцентра VW «Атлант-М Днепровская набережная», соотношение нецивилизованной и цивилизованной автоторговли (рынков и частников к комиссионным магазинам и автоцентрам, предлагающим trade-in) — примерно 70/30. Украинский вариант
«Trade-in, как правило, побочный бизнес официальных продавцов новых автомобилей», — считает Омельницкий. «Несколько месяцев назад мы перестали предоставлять услугу trade-in», — рассказывает менеджер ООО «Концепт-Авто» Анна Зелькова. По ее словам, торговать б/у автомобилями салону было невыгодно — рентабельность по сравнению с продажами новых машин в 1,5-2 раза ниже (5-7%). К тому же клиенты больше интересуются новыми автомобилями, за год существования услуги trade-in продажи машин секонд-хенд только сокращались. Начальник отдела продажи б/у автомобилей «Тойота Центр Киев «Автосамит» Максим Куценко категорически не согласен с этими утверждениями: «За весь 2004 год мы продали 30 машин б/у, за 2007-й — 130 (за четыре года объемы продаж увеличились более чем в четыре раза. — Прим. Контрактов)». «Все прекрасно понимают, что существует огромный вторичный рынок, но дилерские центры, продающие новые машины, пока не развивают trade-in. Если дилеры будут массово принимать автомобили по системе trade-in, они получат неплохой доход и на вторичном рынке, — уверен Максим Куценко. — Далеко не все автолюбители хотят связываться с продажей старой машины. У состоятельных клиентов на это просто нет времени». «Trade-in невыгоден автовладельцу, поскольку дилер дает за подержанный автомобиль более низкую по сравнению с рыночной цену», — настаивает Олег Омельницкий. По его подсчетам, салоны зарабатывают на авто с пробегом столько же, сколько и при продаже новых легковушек — в пределах 10% стоимости. «Рентабельность в семи случаях из десяти ниже, чем при продаже нового автомобиля», — не соглашается Владимир Поляков. «В нашем салоне доход от продажи подержанных автомобилей — ниже 10%, а в денежном выражении — максимум $1-2 тыс. на машине», — признается Максим Куценко. По его словам, средний возраст принимаемых по системе trade-in машин составляет около трех-пяти лет (70% автомобилей): «Существует порог прибыльности: нам неинтересно зарабатывать на машине меньше $500. Головная боль одинакова и при продаже машины за $20 тыс., и за $2 тыс., но при этом доход разный». Стратегия AAA Auto Group NV на украинском рынке, похоже, будет отличаться от бизнес-приоритетов украинских торговцев. По данным финансовой отчетности AAA Auto Group NV, в 2006 году компания продала около 62 тыс. автомобилей, получив выручку в размере EUR348 млн. Чистая прибыль при этом составила EUR6,9 млн. При средней стоимости машины в EUR5,6 тыс. чехи зарабатывали на одном автомобиле всего EUR111 чистой прибыли. Средняя наценка чешской компании не превышает EUR250. Время не пришло Заниматься исключительно продажей подержанных автомобилей на рынке, где существует огромный и пока неудовлетворенный спрос на новые машины, еще не выгодно. Зачем торговать секонд-хендом, если на новые «колеса» выстраиваются длинные очереди, — недоумевают автоторговцы. «60% наших покупателей приобретают свою первую машину, — добавляет Максим Куценко. — Услуга trade-in им не нужна в принципе — обменивать нечего». Покупают старые — мечтают о новых
За 2007 год продано более 550 тыс. новых автомобилей. Ежегодно рынок будет расти на 30-40% еще два-три года, после чего произойдет насыщение. И вот тогда начнется «золотая эра» торговцев б/у автомобилями, особенно после снижения импортных пошлин на подержанные машины (со вступлением Украины в ВТО ставки будут снижать постепенно). Нынешние налоговые платежи делают невыгодным легальный ввоз из-за границы. Цена восьмилетней машины с объемом двигателя 1,8 л после доставки в Украину и растаможки увеличивается более чем на 100%. По данным AUTO-Consulting, за 9 месяцев 2007-го года в Украину ввезли всего 4,5 тыс. б/у машин — на 30% меньше, чем в 2006-м. «В таможенном законодательстве есть пункт, по которому не облагаются налогом нерабочие машины. Именно такие подержанные автомобили сейчас ввозятся в Украину», — объясняет Олег Омельницкий. «Если на рынке продается недавно пригнанный автомобиль, значит, там что-то нечисто: его либо привезли по запчастям, либо он связан с криминалом», — предупреждает Куценко. Цена вопроса. Сколько стоит секонд-хенд в салоне Audi А4 Год выпуска — 2004. В Украину попала абсолютно новой. Машина находится в салоне на комиссии (бывший владелец не захотел воспользоваться услугой trade-in). Пробег — 90 тыс. км, цена — $25 тыс. Менеджер рассказывает об автомобиле как о «машине удобной для ежедневного перемещения по городу и дальних путешествий», не забыв упомянуть о «спортивной форме, приятной внешности, мощном потенциале». Mercedes E210 Год выпуска — 1997. Прямо с конвейера машина попала в Украину. Первоначально была закреплена за чиновником высокого ранга (ведомство и фамилию продавец попросил не называть), потом перешла в частное владение. В автосалоне находится на комиссии (по системе trade-in принимаются автомобили не старше шести лет). Машина гаражного хранения, в отличном состоянии, пробег — 100 тыс. км, цена — $19,5 тыс. VW Golf Plus Год выпуска — 2007. Пробег — 13 тыс. км. Владелец купил его в этом же салоне, но через несколько месяцев сдал на комиссионную площадку. Цена — $23 тыс. (новый — $25,5 тыс.). Менеджер, рассказывая о преимуществах автомобиля, делает акцент на «семейном компактвэне с эмоциональной составляющей — прекрасный выбор для людей, ведущих активный образ жизни и много путешествующих». VW Passat В6, дизельный, полноприводный Год выпуска — 2007. Пробег — 19 тыс. км. Куплен в салоне за $46 тыс., через несколько месяцев бывший хозяин сдал его за $40 тыс. и с доплатой приобрел такой же, но с автоматом. Экс-владелец — бизнесмен в возрасте около 45 лет, нефтетрейдер. Резюме продавца: «Автомобиль для уверенного в себе человека, машина может потягаться с автомобилями более высоких классов». Renault Scenic Год выпуска — 2005. Пробег — 15 тыс. км. Цена — $18 тыс. Бывший владелец уехал из салона на новеньком Passat за $38 тыс. Продавец рекламирует автомобиль как «машину для всей семьи с большим, легко трансформируемым салоном».
|